Содержание
-
Нарушения письменной речи учащихся начальных классов
Подготовила Перевозникова О.П. учитель – логопед 2015
-
Операции письма
анализ звукового состава слова перевод фонем в графемы «перешифровка» зрительных схем букв
-
Нарушения письменной речи
Дисграфия - (от греч. dis – приставка, означающая «расстройство», grapho – «пишу») – это частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. (Специфическое т.е. не связанное с применением орфографических правил).
-
Причины нарушений письменной речи
Органические речевые расстройства Системное нарушение речи, недоразвитие устной речи во всех её звеньях Задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для овладения письменной речью Трудности становления процесса латерализации Несформированность произвольной моторики, недостаточность слухомоторных координаций и чувства ритма Наследственная предрасположенность
-
Симптоматика дисграфий
Ошибки на уровне буквы и слога Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения (словосочетания).
-
Ошибки на уровне буквы и слога
Ошибки звукового анализа (искажения состава слова) Ошибки фонематического восприятия (смешения по акустико-артикуляционному сходству) Ошибки иной природы
-
Ошибки звукового анализа
Пропуски Перестановки Вставки Сдвоенное написание букв
-
Пропуски
Пропуск гласных : санки – «снки», молоко – «млко». Пропуск согласных: кричат – «кичат». Пропуск нескольких букв: здоровье — «дорве», брат — «бт», девочка — «девча», колокольчики — «калкочи». Пропуск на месте встречи одинаковых букв на границе слов: стал лакать – «ста лакать», живут дружно – «живу дружно», прилетает только зимой – «прилетае только зимой». Пропуски слогов: настала – «наста», кузнечики – «кузнечи», карандаши – «кандаши», сидит – «сит», ходили – «ходи».
-
Перестановки
Без искажений слоговой структуры: чулан — «чунал», плюшевого — «плюшегово», ковром — «корвом», на лугах — «нагалух», фрукты – «фрутки». С искажением слоговой структуры в односложных словах: он — «но», от школы — «то школы», из берегов — «зи берегов», В двусложных словах: зима – «зиам», дети — «дейт». В словах со стечением согласных: двор – «довр», кран – «карн», брат – «барт».
-
Вставки
Гласных при стечении согласных: «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Букв, которые уже есть в слове: (гласных) дружно – «дуружно», на речку – «на речуку», в куклы – «в укуклы», ярче – «ярече», дверь – «деверь»; (согласных) гуляем – «гулямем», сахарный – сахахрный». Механическое закрепление графо-моторных навыков: Ддевочка, Ссанки, Ээхо
-
Смешения по акустико-артикуляционному сходству
Смешения парных звонких и глухих согласных; Смешения гласных; Смешения сонорных (р-л-й); Смешения свистящие и шипящие (с-з-ц-ш-ж-ч-щ); Смешения ц-с-т-ч-щ между собой Смешения твердых и мягких согласных
-
Замены парных согласных по глухости звонкости
д - т — «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «итут домой». з - с — «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула, как в зказке», «звою сумку», «саснуть». б - п — «попеда», «бодарил», «просают», «пельё», «балатка», «польшие». ж -ш— «шдёт», «ужибла», «кружился снешок», «жумно», «жишки», «ложадь», «весело шушшалишуки». г - к— «долко», «клавный», «досга», «кокда», «собага», «груглый», «уколок». в - ф— «портвель», «ворточка», «картовель», «вавли», «фьюга», «ковта».
-
Неправильное обозначение мягкости согласных
письмо – «писмо» любит – «лубит» лыжи – «лижи» мальчик – «малчик» поют – «поут»
-
Замены гласных
о - у— «звенит рочей», «по хрупкумульду», «сизый голобь», «дедошка». ё - ю— «клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью».
-
Смешения букв
к – г – х — «черёмука», «колгоз», «гороговый», «за голмом» «сугой». р – л — «хородный», «смерый», «провеляр», «крюч», «лабота». й - л' — «тут бывалетисолька» — тут бывает и сойка.
-
Замены свистящих и шипящих
с - ш— «шиски», «восли», «шушим», «шажали», «пушиштый», «гнёздыско» з - ж— «жажгли», «скажал», «излозение», «привежли», «зелезо», «прузына» с' - щ — «нещёт», «сенок», «сётка»
-
Замены букв, соответствующих фонетически близким звукам
ч - щ— «стущал», «роча», «хичный», «чепки», «пича», «щасто» ч - ц– «сквореч», «граци», «чапля», «процитал», «цястый», «кузнецик» ч - т' — «черчит», «утитель», «Жутька», «вместе играч», «девотька» ц - т' – «пцицы», «цвецет», «Пеця» ц - с – «рельцы», «куриса», «улиса»
-
Смешение графически сходных букв
о - а (в ударной позиции) — «бонт», «куполся», «ураки», «глозки», «страйка», «лондыш», «сенокас», «тетродь», «журовль», «на гарку» б - д - «людит», «рыдоловы», «убача», «дольшой», «мебведь», «ядлоки», «вородей» и - у - «прyрода», «села мuха», «на береги», «кукишка», «криглый», «дедuшка», «мы всталу рано», «зелёный кист» (куст)
-
т - п - «стасли», «спанция», «стешил», «стисывать», «пемнеет», «вытал снежок», «шатка», «настал атрель» х - ж - «поймал еха», «можнатые», «дорохки», «нажодка», «ледожод», «вехливый» л - я - «февраяь», «кяюч», «весеяо», «из серых ская» Г - P- Габота над ошибками, Ролова, Ролод, Гаки, Гастаял, Ролодный
-
Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство
Оптическое с – е о – с у – д – з л – и м – ш в - д Кинетическое о – а б – д и – у, У – Ч п – т, П – Т л – м, Л – М х – ж ч – ъ, Г – Р н – ю, и – ш л – я, Н – К а - д
-
Персеверации (застревание)
В пределах слова: «женжина» - женщина, «птиты» - птицы, «училиль» - учились; «молотолок» - молоток, «пожелтелеют» - пожелтеют. В пределах словосочетания: «высоко прыкнул» - высоко прыгныл; «дедушку довут»; В пределах предложения: «Яркий огорь осветил пещеру»; «Девочка кормила петуха и курм».
-
Антиципация (забегание)
В пределах слова: «снон» – слон; «на девевьях», «дод крышей», «с родмыми местами»; в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки», (Журчат ручейки) «У насть дома есть» (У нас дома есть). Сложные случаи слога: «стутупали» – ступали, «спуспуклись» – спускались; слова: «мелго мелкой рыбы» – много мелкой рыбы.
-
Ошибки на уровне слов
Раздельное написание частей слова: «и дут», «на чалось», «я сный», «б рат», «д ля», «поп росил», «по дстолом». Слитное написание слов: «ветки елии сосны», «всталосолнце», «кдому», «всядетвора». Смещение границ слова: «у дедмоРза», «врекепетя» (в реке Петя поймал). Сложные случаи: «каждень», «былето» «блзм» (была зима),«лептбау» (лепят бабу).
-
Ошибки при словообразовании: лед — «ледик», мед — «медик»,рука — «рукища», нога — «ногища». Ошибки при образовании прилагательного от существительного: цветок, растущий в поле – «поленой цветок», хвост медведя — «медведин, медведий хвост», день, когда дует ветер — «ветерный день».
-
Ошибки при использовании приставок и суффиксов: «Пожарник поливает пожар» - вместо заливает; «Лосиха присторожилась» — вместо насторожилась; «Башня выглянуло гмуро» — вместо выглядела хмуро.
-
Ошибки на уроне предложения
Отсутствие обозначения границ предложения Неправильная связь слов в предложении или словосочетании
-
Аграмматизмы
Замена префиксов, суффиксов: захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козленки». Изменение падежных окончаний: «много деревов». Нарушение предложных конструкций: над столом – «на столом», «вызвал доске», «зайка жил живом уголке» Изменение падежа местоимений: около него – «около ним»
-
Изменение числа существительных: «дети бежит». Нарушение согласования: «большая белая пятно». Нарушение управления: «на ветки деревьях». нарушение синтаксического оформления речи
-
Памятка для учителя
I. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: Пропуски букв и слогов, Перестановки букв и слогов Недописывание букв и слогов Наращивание слов лишними буквами и слогами Искажение слова Слитное написание слов и их произвольное деление Неумение определить границы предложения Замены букв Нарушение смягчения согласных
-
II Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи 1. Аграмматизмы 2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок
-
Образец нарушений письма
И дет вена солначика светит ярече. сенег потемл. Кругом лусы полишие лужи. На лугу золна тава Журучат быстре ричиь И дет вена.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.