Содержание
-
Профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста Подготовили учителя-логопеды: Е.В. Борисова Т.И. Высоцкая Е.С. Горбачевская Л.М. Гришаева
-
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». Л.С. Выготский
-
Проанализируйте диктант, определите, какие ошибки орфографические, какие логопедические
-
Орфографические: безударные гласные; парные согласные; непроизносимые согласные; имена собственные Логопедические: замены и смешения (сильная позиция); пропуски букв, слогов; зеркальность; неправильное обозначение мягкости на письме
-
Дисграфия –(«графо»-пишу, «дис»- расстройство)- это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера.
-
Дисграфические ошибки
Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов
-
Классификация дисграфии
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия Первично– нарушение звукопроизношения 2. Акустическая дисграфия Первично– нарушение фонематического слуха 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Первично – нарушение фонематического восприятия 4. Аграмматическая дисграфия Первично - нарушение лексико-грамматической стороны речи 5. Оптическая дисграфия Первично – нарушение зрительно-пространственного восприятия
-
Ошибки при аграмматической дисграфии
-
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза ошибки на уровне буквы и слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста;
-
пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов; раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации , вставки, перестановки, пропуски и повторы слов; нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
-
пропуски согласных при их стечении (диктант – «диктат», кукла – «кука», арбуз – «абуз»); пропуски гласных (собака – «сбака»); добавления гласных (скамейка – «сакамейка»); перестановки букв (окно – «коно», дрова – «врода»); пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан –«ката»).
-
пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»); пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»); вставка лишних букв (стол – «стлол»); перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр») добавление букв (весна – «весная», тоскали– «тосакали») пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола». Ошибки на уровне слова
-
Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвяхелиисасны»). Раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.» Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»). Ошибки на уровне предложения
-
простые и сложные формы звукового анализа; определять количество слогов в слове; определять количество слов в предложении; определять количество предложений в тексте. Основные направления в работе по данному нарушению:
-
проявляется: вискажении морфологической структуры слова, замене частей слова; в нарушениях при составлении предложно-падежных конструкций; в нарушениях согласования и словоизменения. при этой форме дисграфии отмечаются также трудности; в построении сложных предложений, пропуски членов предложения; в нарушении последовательности слов в предложении. Аграмматическая форма дисграфии
-
При устранении аграмматической дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения; развитие функции словоизменения и словообразования; работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
-
примеры ошибок: захлестнула – «нахлестнула», козлята –«козленки»; много деревьев – «много деревов»; над столом – «на столом» около него – «около ним»; дети бегут - «дети бежит»; белый дом –«бела дом». Аграмматическая
-
ошибки на письме в виде: замены графически сходных рукописных букв; зеркального написания букв; пропусков элементов (лишние и неправильно расположенные элементы). Оптическая дисграфия
-
-
развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса); развитие буквенного гнозиса. Направления работы при устранении оптической дисграфии:
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.