Содержание
-
«Обеспечение инклюзивного образования для детей дошкольного возраста с ОВЗ через реализацию мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида»
Подготовила старший воспитатель Штых А.П. МКДОУ центр развития ребенка № 27 с.Хороль 2019год
-
МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ!
-
Дети с ограниченными возможностями здоровья -
это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети".
-
В 1980году Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант шкалы ограниченных возможностей
1). Недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции. 2). Ограниченные возможности – любое ограничение либо потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом и в таких рамках, которые считаются нормальными для человека. 3). Недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли.
-
Понятие «дети-инвалиды»
К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.
-
Классификация основных категорий аномальных детей:
1 .Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
-
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 612 тысяч - детей – инвалидов. Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает. В 2012 году их насчитывалось 571,5 тысячи человек, в 2015 году уже 612 тысяч человек.
-
Понятие «инклюзия» и «инклюзивное образование»
Инклюзия (от inclusion - включение) - процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходим для всех членов общества. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
-
Идея инклюзивного обучения как педагогической системы принадлежит советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально - образовательной интеграции детей с проблемами в развитии.
-
«Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».(Закон «Об образовании в РФ»)
-
Принципы инклюзивного образования
• Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения. • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. • Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников. • Принцип междисциплинарного подхода. • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. • Принцип партнерского взаимодействия с семьей. • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
-
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) - - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.Реабилитация – это восстановление утраченных функций. Абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел.
-
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации выдается инвалиду в виде единой формы (карты) установленного образца. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм" Разработка ИПРА ребенка-инвалида осуществляется специалистами бюро с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации или абилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном организацией, оказывающей медицинскую помощь гражданина. ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения возраста 18 лет.
-
Реализация ИПРА
-
Рекомендации ПМПК
Создание специальных условий 1. Материально-техническая база 2. Организационное обеспечение 3. Организационно-педагогическое обеспечение: 4. Психолого-педагогическое сопровождение 5. Кадровое обеспечение:
-
Организация и осуществление образовательной деятельности
«Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности». (Приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»)
-
«…содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
-
Примерная структура адаптированной образовательной программы
-
Этапы создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
Первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. Углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности ребенка, его эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого и интеллектуального развития. Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогами и специалистами ДОУ на основе разработанной адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая ООП ДОУ. Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.
-
Структура индивидуального образовательного маршрута.
Целевой, Информационный, Содержательный, Диагностическо - результативный.
-
Основные группы условий:1. Материально-техническая база: оснащение специальным оборудованием; соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к объектам образовательного учреждения, выполнение норм пожарной и электробезопасности, и др.2. Организационное обеспечение образовательного процесса: Включает в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями, информационно-просветительское обеспечение.
Специальные условия для получения детьми с ОВЗ инклюзивного образования
-
Специальные условия для получения инклюзивного образования 3. Организационно-педагогическое обеспечение: Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, Организация коррекционной работы. 5. Кадровое обеспечение: Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ, работе в условиях инклюзивной практики.
-
Социализация детей с ОВЗ
«Социализация» - способность ребёнка встроится, вписаться в общество, занять в нём определённое место; с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития. И одной из задач для педагогов является оказание помощи ребёнку в создании такого пространства.
-
Работа по социализации
Целью данной работы является приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья жизненно важных компетенций, которые дадут им возможность ориентироваться в современном обществе, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Социализация ребёнка осуществляется в процессе различных видов детской Деятельности: игровой; опытно-экспериментальной; проектной.
-
Опытно-экспериментальная деятельность
Под руководством педагога ребенок: учится формулировать проблему, задавать вопросы, высказывать предположения, делать выводы, исправлять ошибки. Опытно-экспериментальная деятельность развивает: - коммуникативные навыки, - наблюдательность и пытливость ума, - стремление к познанию мира, - формирует мотивацию к учебной деятельности, адекватную самооценку. Наличие таких качеств у детей с ОВЗ говорит об их успешной социализации.
-
Проектный метод
Позволяет повысить у детей уровень поисковой активности, формировать самостоятельность в поиске информации. В процессе применения метода проектов происходит непрерывная перестройка опыта ребёнка, углубление его знаний и совершенствование умений. Развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность. Накапливается опыт коммуникации.
-
Работа с семьями детей
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
-
Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.
Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Гиперопека часто является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Не принятие родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест». Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные условия для ребёнка дома.
-
Цель психолого-педагогической работы с родителями:
Цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития; сформировать адекватную самооценку.
-
Формы работы с родителями детей с ОВЗ.
Беседы: коллективные и индивидуальные. Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.
-
Проблемы и трудности инклюзивного образования
психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения лиц с ОВЗ и инвалидов. отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание ими основ коррекционной педагогики и специальной психологии, несформированный программный и методологический аппарат “инклюзии”, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений. Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества.
-
«Инклюзивное образование — это не просто совместное обучение и воспитание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, и детей, не имеющих таких ограничений, — с другой. Совместное обучение здесь не самоцель, а средство, способ исправления социальной несправедливости в отношении детей с отклонениями в физическом и психическом здоровье». Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации
-
Заключение
«Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных…». Мы должны сделать все необходимое для того, чтобы дети с ОВЗ могли расти и развиваться вместе с другими ребятами, получить качественное и доступное образование и реализовать себя в дальнейшем…
-
3 декабря Международный день инвалида.
«Не важно, какой у человека диагноз. Важно относиться к нему с уважением, и дать возможность достойно жить»
-
Благодарим за внимание!Будьте здоровы!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.