Содержание
-
Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
-
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
-
Базовая модель технологии
1 этап - Вызов: актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; побуждение ученика к активной деятельности
-
2 этап – Осмысление: • активное получение новой информации; • осмысление новой информации; • соотнесение новой информации с собственными знаниями; • отслеживание процесса познания и собственного понимания
-
3 этап – Рефлексия: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
-
Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал».используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.
-
Прием «Чтение с пометками или INSERT»В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.
-
Приём «Сводная таблица»помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
-
Приём «Сводная таблица»
-
Толстые и тонкие вопросыдля более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемныевопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - демонстрация пройденного.
-
Толстые и тонкие вопросы
-
"Чтение с остановками"
Материалом для использования приема служит повествовательный текст. Непременное условие для использования - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий
-
Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия – вызов - на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы, кластер, эссе, синквейн.
-
Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками"
Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. после каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?" На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн
-
Прием «Чтение с остановками».Примерные вопросы
По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?
-
СИНКВЕЙН
-
Конфликт Грозный, непримиримый. Разрушает, оскорбляет, убивает. Часто неизбежен для меня. Столкновение.
-
Масштаб Арифметический географический Делить находить вычислять Дробь, которую нужно понять Отношение
-
«Верные и неверные утверждения" или «Верите ли вы" Понятие вектора в пространстве.
-
Кластер
Основная тема Микротема 1 Микротема 4 Микротема 3 Микротема 2
-
Кластер. Тема «Треугольник»
треугольник Углы Точки Вершины Отрезки Стороны острый прямой Тупой три равные разные Имя
-
"Дерево предсказаний"
ствол дерева - тема ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено) "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
-
-
Прием “Лови ошибку”
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
-
Зигзаг
Шаг 1. Разбить учебную группу на подгруппы и распределить материал. Шаг 2. Экспертные группы изучают материал и готовят его презентацию. Шаг 3. Возвращение в первоначальные группы для взаимообучения и проверки. Задача: Овладение всей темы целиком. Шаг 4. Индивидуальная и групповая отчетность.
-
Приём «Зигзаг»
Работа организовывается следующим образом: 3 основные группы 1 шаг: 2 шаг: 3 шаг:
-
Эссе
Смысл приема заключается в словах: « Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Пишется обычно в классе (от 5 до 20 мин) после обсуждения проблемы
-
РАФТ
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема) Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы.
-
Таблица «Двойной дневник».
-
Приём "Кубик"
Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
-
«Кубик»: «Круглые тела».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.