Содержание
-
Обучение детей дошкольного возраста
pptcloud.ru
-
Дошкольная дидактика
Я.А. Коменский «Материнская школа». Цель дошкольного обучения: освоение разнообразных знаний об окружающем мире, нравственное развитие и подготовка к школе. Предпочтение – организации чувственного познания. Ф. Фребель разработал систему обучения в д/с вплоть до словесных объяснений воспитательницы, ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.
-
В.Ф. Одоевский «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Иринея». Главная задача – научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. Упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.
-
К.Д. Ушинский «Родное слово», «Детский мир». Развитие умственных сил и речи ребенка, формирование умения управлять своими психическими процессами и поведением. Н.К. Крупская. Дошк. обучение должно гарантировать ребенку право на образование (познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний).
-
В 50-х гг. А.П. Усова. Дошк. обуч. – единство образовательной, обучающей и воспитательной работы. К 60-м гг. методика музыкального воспитания (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучение родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И. Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирование элементарных математических представлений (А.М. Леушина).
-
На современном этапе появляются психолого-педагогические исследования : возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); путей реализации развивающей функции дошк. обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков); использования информационных технологий (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.); общения в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
-
Процесс обучения
Специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение).
-
Принципы обучения
Объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
-
Принцип воспитывающего обучения. Вырабатывается произвольность поведения, психических процессов; овладение навыками общения. Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка (Л.С. Выготский. ЗБР). Принцип научности. Усвоение ребенком реальных знаний, правильно отражающих действительность.
-
Принцип доступности. Правила по Я.А. Коменскому: переходить от изучения того, что близко (история родного края) к тому, что далеко (всеобщая история); переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Принцип обучения на высоком уровне трудности (Л.В. Занков). Обучение сопряжено с приложением серьезных усилий.
-
Принцип наглядности. Переоценка наглядности может задержать развитие словесно-логического мышления. Принцип систематичности и последовательности. Логическое построение содержания и процесса обучения. Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер). Развитие у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т.п.
-
Модели обучения
Учебно-дисциплинарная модель – авторитарный стиль. Девиз обучения «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов ребенка.
-
Наглядные методы
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. К.Д. Ушинский: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».
-
Требования к наблюдению
Объект наблюдения должен быть интересен для детей; Наблюдение в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности; Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний; Полученные знания должны развиваться в деятельности детей (пересказ, рисование, лепка, художественный труд, игра); Наблюдение сопровождать точным словом: называть предметы, их признаки, действия.
-
Демонстрация (рассматривание)
Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и т.д. дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. Картины, схемы формируют статические наглядные образы. Технические средства обучения используются для создания динамических наглядных образов.
-
Практические методы
Упражнение Опыты и экспериментирование. Моделирование.
-
Упражнение
Многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Выявление скрытых признаков с помощью элементарных опытов (превращение воды в пар, снега – в воду, опыты с песком и глиной, с воском). Развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
-
Моделирование
Наглядно-практический метод обучения. Модель – обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.). В основе моделирования – принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, условным знаком (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков). Камешек – конфетка, песок – кашка для куклы, ребенок – папа, шофер и т.д.
-
Назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым свойствам, качествам вещей, их связям. Модели обучения звуковому анализу слов (Л.Е. Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова) и др.
-
Условия использования моделирования
Сформированность у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета.
-
Игровые методы и приемы
Вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.
-
Дидактическая игра
1 функция – совершенствование и закрепление знаний. Ребенок трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. 2 функция – усвоение новых знаний и умений разного содержания. (В игре «Север, юг, восток, запад» дошкольники учатся ориентироваться по компасу, использовать схемы маршрутов.)
-
Воображаемая ситуация в развернутом виде
Знания о растениях – игра «Магазин цветов»; Знания о родном городе – игра-путешествие; О декоративно-прикладном искусстве – игра «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
-
Словесные методы
Позволяют передавать информацию, ставить учебную задачу, указывать пути ее решения: Рассказ педагога Беседа Вводные и обобщающие беседы Чтение художественной литературы
-
Рассказ педагога
Знания разного содержания передаются в образной форме: о текущих событиях, о временах года, о писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т.д. Интересны рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и т.д. Демонстрация наглядного материала (предметы, их изображения).
-
Беседа
Применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Развивает умения слушать друг друга, не перебивать, дополнять, не повторять то, что у же было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения, воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
-
Виды бесед по содержанию
Этическая – воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы: «О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Сопровождение беседы чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.
-
Познавательная беседа определяется программой обучения и связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.
-
Беседы по дидактическим целям
Вводная подготавливает детей к предстоящей деятельности, наблюдению. Педагог выявляет опыт детей, актуализирует знания, являющиеся основой для восприятия новых объектов, явлений, вызывает интерес к деятельности. Обобщающая проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний. Приемы: рассказ педагога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.
-
Чтение художественной литературы
Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. Требования: соответствие возрасту и уровню развития детей, подготовка восприятия произведения краткой беседой, постановка учебно-воспитательной задачи, после чтения беседа, помогающая осознать содержание произведения. Словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
-
Типы вопросов (А.И. Сорокина)
Требующие простой констатации известных ребенку фактов (кто?, что?, какой?, где?, когда?). Побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).
-
Формы организации обучения
Индивидуальная Групповая (с подгруппой) Фронтальная (со всей группой)
-
Индивидуальная форма
Соответствие задач, содержания, методов и средств обучения уровню развития ребенка. Неэкономичность. Большие нервные затраты, эмоциональный дискомфорт ребенка. В психологическом отношении ребенок всегда ближе другому ребенку. От взрослого он «берет информацию», усваивает способы действия, а в сверстника глядит, как в зеркало: каков я?
-
Необходимы для часто болеющих детей, имеющих проблемы с поведением (неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.), с явно выраженными способностями к той или иной деятельности (к рисованию, пению, математике и др.).
-
Групповая форма обучения
Основанием для подгруппы является личная симпатия детей, общность их интересов, но не совпадение в уровнях развития. Подгруппы должны сидеть автономно. Тематика занятия общая для всех.
-
Фронтальные занятия
Содержанием м/б музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства и т.п. Важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания».
-
Экскурсия как форма обучения
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности. Яркое целостное восприятие предметов и явлений. Повторные экскурсии раскрывают изменения, новые качества и свойства наблюдаемого объекта или явления.
-
Структура экскурсии
Подготовительный этап. Намечается тема, содержание, сроки проведения. Формулирует вопросы, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Приемы и средства: сообщение новых сведений, актуализация опыта детей, использование произведений искусства с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
-
В ходе экскурсии ведущим методом является наблюдение. Вопросы: нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает качествами и т.д.); активизирующие мышление (для установления связей, отношений); стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
-
Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний. Приемы: оформление материалов, принесенных с экскурсии (шишки, желуди, камни и др.), обращение к худ. произведениям, работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, гербариев и др.), организация игр, обобщающие беседы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.