Содержание
-
Обучение детей с нарушением интеллекта первичным способам усвоения общественного опыта по средствам сюжетно-ролевых игр
Педагогический опыт работы учителя-дефектолога I категории Довбенко Е.М. pptcloud.ru
-
Раздел игра является центральным в обучении и воспитании дошкольников с нарушением интеллекта, что обусловлено местом и значением игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, в том числе и с проблемами в интеллектуальном развитии. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении – необходимое условие успешного физического и личностного развития детей. В процессе этих игр происходит воспитание уважения и терпимости к людям, с которыми осуществляется постоянное общение, независимо от национальной принадлежности, знакомство с правилами безопасного поведения на игровой площадке, знакомство с основными традициями и обычаями, регулирующими общение представителей разных национальностей на Среднем Урале и месте проживания. Не мало важную роль в социально-личностном развитии детей играют сюжетно-ролевые игрыВ процессе этих занятий происходит уточнение, расширение наиболее значимых для определенной игры моментов: речевое развитие ребенка, формирование у него отдельных игровых действий, моделирование взаимоотношений с взрослым и со сверстником. Каждая сюжетно-ролевая игра разворачивается на один месяц, в течение которого дети учатся выполнять различные вариации игровыхцепочек по одному сюжету: - игры направленные на последовательное обыгрывание кукол: «Дочки – матери», «Семья»; - игры на воспроизведение различных социальных ситуаций: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.п.; - игры требующие конструктивных способностей: «Автобус», «Моряки» и т.п.
-
Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Предлагаемые сценарии сюжетно-ролевых игр помогут сделать игру с вашими детьми интересной, а рекомендации по подготовке к их проведению облегчат вам организацию игр с детьми.Каждая игра рассчитана на 1 месяц, а сюжет игры распределен по неделям.
-
Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери». Цель: - учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на выполнение практической задачи (мытье куклы, кормление куклы, прогулка, укладывание куклы спать и т.п.); - развивать воображение и речевую коммуникацию; - воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям; Оборудование: Оборудованный игровой уголок (кроватки, стол, стулья, посуда, Постельное белье, куклы голыши, куклы в одежде, коляска, ванночка, ковш, тазик для белья, сушилка для белья и т.п.) 1. Предварительная работа: 1.1 Привлечение внимания и интереса детей к игре. Воспитатель приносит в группу к детям фотографию своего ребенка (сына или дочки), обращая внимание детей на то, что воспитатель – мама, которая заботится о своем ребенке; 1.2 Обращение к личному опыту детей, выяснение родственных отношений; 1.3 Воспитатель выявляет, что знают дети о взаимоотношениях мамы и дочки (сыночка), чем они занимаются дома (спят, кушают, играют и т. п.) 1.4Беседа об атрибутах, необходимых для выполнения мамой домашних дел; 1.5 Д/и «Сварим из овощей вкусный суп», «Будем учиться заваривать чай» (см. Гербова А.Б. Развитие речи. Стр, 38,42) 2. Литературно-информационная подготовка игры: Толстой Л.Н. - детям. См. Хрестоматию для дошкольников стр. 52 Муравейка И. «Я сама» стр. 55 Александрова 3. «Катя в яслях» стр.54 Квитко Л. «Дочка». Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери». Цель: - учить воссоздавать в игре логическую цепочку игровых действий, направленных на выполнение практической задачи (мытье куклы, кормление куклы, прогулка, укладывание куклы спать и т.п.); - развивать воображение и речевую коммуникацию; - воспитывать адекватное отношение к ролевым действиям; Оборудование: Оборудованный игровой уголок (кроватки, стол, стулья, посуда, Постельное белье, куклы голыши, куклы в одежде, коляска, ванночка, ковш, тазик для белья, сушилка для белья и т.п.) 1. Предварительная работа: 1.1 Привлечение внимания и интереса детей к игре. Воспитатель приносит в группу к детям фотографию своего ребенка (сына или дочки), обращая внимание детей на то, что воспитатель – мама, которая заботится о своем ребенке; 1.2 Обращение к личному опыту детей, выяснение родственных отношений; 1.3 Воспитатель выявляет, что знают дети о взаимоотношениях мамы и дочки (сыночка), чем они занимаются дома (спят, кушают, играют и т. п.) 1.4Беседа об атрибутах, необходимых для выполнения мамой домашних дел; 1.5 Д/и «Сварим из овощей вкусный суп», «Будем учиться заваривать чай» (см. Гербова А.Б. Развитие речи. Стр, 38,42) 2. Литературно-информационная подготовка игры: Толстой Л.Н. - детям. См. Хрестоматию для дошкольников стр. 52 Муравейка И. «Я сама» стр. 55 Александрова 3. «Катя в яслях» стр.54 Квитко Л. «Дочка».
-
3. Сценарий игры: 1 неделя: «Завтрак куклы Маши». Педагог приводит в группу новую куклу и объясняет, что моя дочка, сейчас я буду кормить ее. Дети ожидающе садятся рядом с педагогом. Он сам берет на себя главную роль - роль мамы и дает Образец общения и действий: «Машенька, дочка, я сейчас приготовлю тебе кашку, а ты пока поиграй, вот возьми эту игрушку, не нравится, ну тогда вот эту! Хорошо.» Мама на плите варит кашу, накладывает ее в тарелку, усаживает дочку за стол. 2 неделя: «Ведем дочку на прогулку». Педагог вверяет игру, начатую на первом занятии в руки детей, со Стороны наблюдая за их игрой и ненавязчиво направляя детей в развитии сюжета. После того как дети накормили куклу, педагог предлагает детям пойти с ней погулять, и показывает образец взаимодействия с куклой: подбирает одежду по сезону, постепенно одевает ее, разговаривая с дочкой и т. п. 3 неделя: «Стираем дочке белье». Повторяются детьми игровые действия с предыдущих занятий, затем педагог предлагает новый сюжет игры: После прогулки дочка перепачкалась, и мама затевает стирку. 4 неделя: «Кукла хочет спать». Повторяются игры по желанию детей, из тех в которые дети играли, После чего вводится новый сюжет, и разыгрываются новые действия: кормление - сон; прогулка - сон; кормление - прогулка – сон - стирка и т. п. Мама говорит дочке ласковые слова, гладит по головке, зовет куклу искупаться перед сном, приготавливает ванночку, мыло, полотенце, Затем одевает кукле пижаму, усыпляет. Педагог действует сам, привлекая в игру детей, показывая им образец действий с куклой.
-
4. Способы выхода из игры: 4.1 Какая у нас замечательная дочка, ей очень понравилась каша, она очень аккуратно кушала, наелась, сказала маме спасибо. А теперь помогите мне убрать со стола ... 4.2 Если игра не затухает, то можно заранее предупредить о том, что « кукла еще съела бы что-нибудь и завтрак окончен», или «Сейчас еще раз прогуляемся по дорожке и пойдем домой» и т.п. 4.3 Педагог берет на себя роль строгой мамы и говорит: «Доченька, ты уже наелась, выходи из-за стола, убираем посуду» или «Ты уже Хочешь отдохнуть, хватит гулять, или ты замерзла, пода идти домой». 5. Роли, которые могут исполнять дети: Мама (папа), дочка (сын). 6. Игровые действия: - накрывание на стол, расстановка посуды; - приготовление пищи, помешивание, наливание, накладывание в тарелки и т.п. - мытье кукле рук; - кормление куклы; - вытирание рта салфеткой; - уборка посуды со стола; - мытье посуды; - вытирание посуды сухим полотенцем; - подбор одежды для прогулки; - одевание куклы; - гуляние с куклой: игра с мячом, качание на качелях, катание в коляске, игра с погремушкой; - кукла упала, отряхнуть ее; - раздевание куклы; - умывание куклы; - посадить на горшок; - укладывать куклу спать: приготовить постельное белье, застелить кровать; - погладить куклу, поцеловать, спеть ей песенку, покачать; - стирка белья: помять белье, отжать, встряхнуть его, развесить на сушилке, потрогать, не высохло ли, снять, погладить, разложить в шкаф.
-
Сюжетно - ролевая игра «Семья». Цель: - продолжать учить воссоздавать в игре логическую цепочку действий; - разнообразить действия детей с куклой и другими образными игрушками - формировать представления об отражаемой области действительности; - развивать потребность в общении, способность использовать как речевые, так и неречевые средства коммуникации; воспитывать стойкий интерес к с/р игре; Оборудование: То же, что и в предыдущей игре, веник, пылесос, тряпочки для протирания пыли; 1.Предварительная работа: 1.1 Рассматривание семейного альбома; 1.2 Беседа с детьми о взаимоотношениях детей с родителями и родственниками; 1.3 Беседа с детьми на тему: «Чем мы занимаемся дома?» (игры детей, работа по дому, обязанности членов семьи; 1.4 Беседа об атрибутах к игре; 1.5 Д/игры: «Матрешкино новоселье» см. Гербову стр. 47, «Комната куклы» см. стр. 62; 2 Литературно-информационная поддержка игры: Дора Габе «Моя семья» стр. 191 Песенки потешки стр. 81 Александрова «Мой мишка» стр. 172 см. Хрестоматия для дошкольников.
-
3. Сценарий игры: 1 неделя: «Обед в семье». Педагог предлагает детям поиграть и распределяет между детьми роли и игровые действия, которые они будут выполнять. Действия детям уже знакомы из предыдущей игры «Дочки-матери». Мама приглашает семью за стол. Пока мама готовила обед и накрывала на стол, папа и дети мыли руки. Усевшись дружно за стол, пожелали друг другу приятного аппетита, детям (куклам) повязали слюнявчики или положили на колени салфетки и т. п. Мама дает указания о правилах поведения за столом, спрашивает не нужно ли кому добавки, папа просит добавки и хвалит обед и т.п. 2 неделя: «Выходной день в семье». После завтрака папа объявляет, что все идут гулять в парк. Одеваются, прихорашиваются. Мама одевает, заплетает дочку, папа помогает одеться сыну и т.п. Отправляются гулять в парк: рассматривают вокруг деревья, переходят дружно через дорогу и т.п. 3 неделя: «Помогаем маме» Роли распределяются заранее. Мама просит помочь ей в уборке дома, Распределяет обязанности. Уже знакомые действия по стирке белья дети выполняют самостоятельно, затем педагог вводит в игру новые действия по уборке квартиры ( вытирать пыль, пылесосить, подметать, мыть пол).
-
4 неделя: «К нампришли гости», В игре закрепляются навыки детей приобретенные ранее. Педагог берет на себя роль мамы и организует детей; уборку дома, готовят угощение, накрывают на стол. Затем показывает образец новых действий - встреча и прием гостей. 4. Способы выхода из игры: 4.1 Предложить детям логическое завершение действий, т.е. Выполнили поставленную задачу и игра закончилась. Итог подводит взрослый. 4.2 Если игра не затухает, то следует дать детям предупреждение о скором конце заранее. 4.3 Педагог возлагает на себя роль старшего, например, папы и завершает игру сам, аргументируя конец игры. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Мама, папа, сын, дочка, бабушка, дедушка» гость (гостья) и т.п. 6. Игровые действия: - подготовка к обеду: мытье рук, вытирание полотенцем, - накрывание на стол, накладывание пищи, рассаживание, пользование салфеткой, - уборка и мытье посуды, вытирание со стола и т.п. - одевание на прогулку: подбор одежды, обуви, причесывание, закалывание заколок, заплетание, опрыскивание папы, мамы духами, игры с детьми на улице (см. с/р игру «Дочки-матери») - уборка дома: подметать, пылесосить, протирать пыль, собрать разбросанные игрушки, стирка белья (см. с/р игру «Дочки-матери»), встреча гостей (см. с/р игру «Дочки - матери»).
-
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Цель: - учить создавать различные постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые будут использоваться в игре; - развивать интерес к ролевым играм, стремление играть вместе со взрослым и сверстниками; - воспитывать бережное отношение игрушкам; дружеские отношения между собой. Оборудование: Руль, чехлы на стулья с изображением автобуса (макет автобуса), дорожные знаки и указатели, инструменты для ремонта автобуса, канистра, шланг, ведро с тряпкой, коробка передач, микрофон, бензоколонка, деньги. 1. Предварительная работа: 1.1 Рассматривание картинок «Шофер» (из серии «Кем быть»). «Едем в автобусе», иллюстрации в альбомах «Транспорт» и «Профессии». 1.2 Наблюдение за автобусом и работой шофера. 1.3 Настольно-печатные игры той же тематики. 1.4 п/и «Цветные автомобили» 1.5 Д/и «Внимательный водитель». 2. Литературно-информационная поддержка игры: 3. Александрова «Грузовик» С. Маршак «Милиционер» A. Кардашова «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я — автомобиль» B. Степанов «Шофер». «Водитель автобуса»
-
3. Сценарий игры: 1 неделя: «Строим автобус». Воспитатель предлагает построить автобус, чтобы всей группой можно было поехать в лес или на речку и т.п.. Для этого нужно поставить стулья так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружения можно оградить крупным строительным материалом, оставив спереди и сзади «двери» для посадки и высадки пассажиров. В начале автобуса место для водителя. Воспитатель выбирает водителя и кондуктора, остальные дети – Пассажиры. Роль кондуктора может взять на себя педагог. Пожалуйста, проходите в центр салона. Не забывайте оплачивать проезд! Детям раздают деньги, затем они покупают билеты. 2 неделя: «В автобусе едет семья». Дети заранее распределяют роли: мама» папа, дети. Договариваются, зачем и куда они едут, на какой остановке выходят. В предварительной беседе или по ходу игры выяснить, кто занимает места, а кто может постоять. Кому нужно уступить место. Как ведет себя папа - пропускает маму вперед во время посадки, подает руку, поддерживая на выходе. 3 неделя: «Едем в лес». Педагог объявляет, что после завтрака будет прогулка в лес. Напоминает, что к дальней поездке нужно хорошо подготовиться, - Что нужно взять с собой? -Кто едет с «детьми»? -Что взять «детям»? Во время путешествия необходима остановка, чтобы отдохнуть» перекусить, поиграть. Мамы кормят своих детей, собирают цветы, рассказывают, что можно увидеть в лесу, чего надо опасаться. После прогулки возвращаются домой. 4 неделя: «Экскурсия по городу». Роль экскурсовода берет на себя воспитатель. - Уважаемые пассажиры, посмотрите, пожалуйста, налево, мы проезжаем ... - ...перед нами замечательное здание, называется... («Дом игрушек», «Почта», «Магазин» и т.д.) В ходе беседы выясняется назначение этих сооружений. Можно выйти из автобуса и провести экскурсию по территории д/с.
-
4. Способы выхода из игры: 4.1 Воспитатель предлагает продолжить игру на прогулке, взяв для этого необходимый выносной материал и атрибуты. 4.2 Можно предложить детям оставить сделанные постройки, с тем, чтобы вернуться к ним через некоторое время. 4.2 Педагог берет на себя роль кондуктора и сообщает о том, что Машина едет в гараж. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Водитель, пассажиры, кондуктор, контролер. 6. Игровые действия. - построение автобуса; - управление автобусом (вращать руль, имитировать голосом работу мотора, предупредительного сигнала, сирены, открывать дверь и т.п.); - менять колесо, накачивать шины; - чинить машину; - мыть машину; - заправка; - посадка в автобус пассажиров и высадка из него; - продажа и покупка билетов; - объявление остановок; - предоставление места старшим, детям; - подготовка к дальней поездке (собирать вещи, воду, продукты, причесываться, наряжаться); - остановка на отдых. 7. Игры - спутники: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
-
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель: - формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении; - развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки; - продолжать воспитывать адекватное отношение к ролевым играм; уважительное отношение к друг другу. Оборудование: Форма продавца, весы, мешки для упаковки товара, деньги, кошельки, касса, машинки грузовые, товары (овощи, фрукты, игрушки, обувь, продукты и т.п.), хозяйственные сумки, витрина. 1. Предварительная работа: 1.1 Беседа с детьми на тему «Покупки»; 1.2 Обращение к опыту детей. Были ли они в магазине? Какие магазины бывают и что в них можно купить? 1.3 Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине; 1.4 Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». 2. Литературно-информационная поддержка игры: А.Барто «Игрушки» О.Высотская «Арбуз» И.Янчарский «Приключения мишки Ушастика в магазине игрушек» см. Гербова стр. 106 3. Сценарий игры 1 неделя: «Продуктовый магазин». Педагог объявляет, что сегодня в группе будет открыт «продуктовый магазин». Желающие сделать покупки дети выстраиваются в очередь. Взрослый сам берет на себя роль продавца и дает детям образцы общения и действий: «Здравствуйте, не стесняйтесь, подходите, что бы вам хотелось у нас купить? В продаже у нас имеются свежие овощи: картошка, капуста и т.д. Продавец представляет свой товар, обслуживает покупателей. Пожалуйста, следующий»!
-
2 неделя: «Магазин игрушек». Педагог вверяет игру в детские руки. Берет на себя роль покупателя, сообщая, что ему хотелось бы приобрести для своего любимого сыночка (дочки) игрушку и просит помочь ребенка-продавца выбрать подходящую игрушку. Педагог играет роль вежливого, но очень требовательного клиента. Если выясняется, что опыта ребенка недостаточно, то педагог Подсказывает ему: «Не могли бы вы показать мне вон ту игрушку? Как вы считаете, моему ребенку понравится эта игрушка? А как ей играть? и т.п.» 3 и 4 недели: «Магазин одежды», «Магазин обуви». По такому же сценарию. 4. Способы выхода из игры: 4.1 «Какие замечательные покупки мы сегодня сделали. А сейчас магазин закрывается. Завтра приглашаю вас за покупками еще». 4.2 Если игра не затухает, то дается заранее предупреждение: «Внимание магазин закрывается, просим вас не занимать больше очередь». 4.3 Педагог может взять на себя роль директора и сказать, что Магазин закрывается, чтобы пополнить его новыми товарами. 5. Роли, которые могут исполнять дети: Продавец, покупатели, грузчик, упаковщик товаров, кассир. 6. Игровые действия: - надевание продавцом формы; - взвешивание товара; - счет на кассе; - расчет и сдача; - упаковка товара; - раскладывание товара по мешочкам; - примерка одежды и обуви; - занимание очереди; - привоз и разгрузка нового товара. 7. Игры - спутники: «Семья», «Автобус», «Дочки-матери».
-
Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская» Цель: - формировать представления детей о деятельности парикмахера; учить выполнять последовательность действий, направленных на выполнение его обязанностей; - развивать умение использовать предметы заместители; - воспитывать культуру общения с «клиентами» Оборудование: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, заколки, резиночки, банты, полотенце, модные журналы, и т.п. 1. Предварительная работа: 1.1 Беседа педагога о том, как он ходил в парикмахерскую; 1.2 Обращение к личному опыту детей; 1.3 Знакомство детей с трудом парикмахера; 1.4 Рассматривание иллюстраций по теме игры; 1.5 Беседа об атрибутах к игре; 2. Литературно информационная поддержка игры: 2.1 Загадки: Носить легко, ношу их много лет, Считать тяжело, а счета им не знаю (волосы). Два конца, два кольца посередине - гвоздик (ножницы). Глядись в меня хоть целый день, Коль на себя глядеть не лень (зеркало). Среди кудрей гуляла И зубчик потеряла (расческа). 2.2 Потешки: Расти коса до пояса, не вырони не волоса. 3. Сценарий игры: 1 неделя: «Парикмахерская». Педагог объявляет, что сегодня в группе открывается парикмахерская. Ожидающие выстраиваются в очередь. Педагог сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образцы общения и действий: «Садитесь, пожалуйста. Что бы вы хотели? Вы довольны моей работой? и т.п.»
-
2 неделя: «Приведем себя в порядок». Педагог вверяет себя в детские руки: жалуется, что совсем некогда сходить в парикмахерскую, и просит ребенка помочь ему. Педагог играет роль вежливого, но требовательного клиента. Если опыт детей недостаточно широк, то педагог подсказывает ребенку: не могли бы вы сначала помыть мне голову? А теперь высушите меня феном! и т.п. 3 неделя: «Посещение парикмахерской всей семьей». Проводятся те же действия, только педагог предварительно организует игру «Дочки-матери», постепенно подводя детей к вхождению в игру «Парикмахерская». 4 неделя: «Покупка товаров для парикмахерской». Педагог перед игрой убирает все необходимые предметы из парикмахерской. Затем сообщает детям, что сегодня для парикмахерской поступил новый товар в магазин. Тем самым педагог подводит детей к игре магазин, а затем постепенно переводит игру в новое направление: предлагает клиентам поучаствовать в презентации нового товара, рассматривают каждый атрибут, оговаривают действие с ним, предлагает оформить уголок по - новому.
-
4. Способы выхода из игры: 4.1 «Какие вы все у нас красивые. Славно поработали наши парикмахеры. Но рабочий день на сегодня закончен. Завтра наша парикмахерская вновь откроется для вас». 4.2 Если игра не затухает, то предупреждение о конце игры делается заранее. «Внимание! Парикмахерская обслуживает последнего клиента, не успевшие могут посмотреть журналы и выбрать себе прическу, которую будут делать завтра». 4.3 Педагог может взять на себя роль директора парикмахерской и сообщить: «У нас закончился шампунь, и лака уже нет, придется закончить работу. Завтра непременно закупим все луче и новое». 5. Роли, которые могут исполнять дети: Парикмахер, ученик парикмахера, маникюрша, клиенты, мамы, их дети. 6. Игровые действия: - надевание на клиента пелеринки; - причесывание; - стрижка (стряхивание волос с пелеринки); - мытье головы; - вытирание полотенцем; - сушка феном; - окраска волос; - покрытие лаком; - опрыскивание духами; - накрутка бигудей; - плетение косичек (заколки, резинки); - рассматривание журналов, предложение чашки кофе. 7. Игры спутники: «Дочки - матери»: предложить родителю сходить в парикмахерскую или сводить ребенка; - «Магазин»: организовать временный стеллаж по продаже косметических средств; - «Автобус»: предложить парикмахеру съездить за новым товаром на машине.
-
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: - знакомить детей с работой врача, учить выполнять игровые действия по показу, по образцу, а затем по словесной Инструкции; - развивать интерес к игре, стимулировать и поощрять речевую активность; - воспитывать умение сочувствовать, сопереживать больному, желание помогать. Оборудование: Медицинский халат и чепчик, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов. 1. Предварительная работа: 1.1 Рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; 1.2 Экскурсия в медицинский кабинет; 1.3 Дидактические игры «Разные таблетки», «Найди, где болит?» 1.4 Беседа об атрибутах к игре, предметах заместителях. 2. Литературно информационная поддержка игры: Чтение Чуковский К.И. «Доктор Айболит» (отрывки) Кардашова А. «Наш доктор»
-
3. Сценарий игры: 1 неделя: «Наприемеу врача» Педагог обращает внимание детей на то, что в группе заболела всеми любимая кукла. Педагог сам берет на себя роль врача и осуществляет осмотр пациента. Обращает внимание детей на инструменты, которые у него есть и уточняет для чего они нужны. Демонстрирует детям последовательность выполнения осмотра: измерение температуры, осмотр горла, прослушивание, затем назначает лечение. Затем предлагает детям поиграть также. 2 неделя: «Осмотр у врача» Игра вверяется в руки детей. Педагог помогает распределить роли между собой. На себя может взять роль мамы, что бы осуществлять необходимую помощь ребенку. 3 неделя: «Мама вызывает врача на дом» Педагог берет на себя роль мамы и демонстрирует новые игровые действия: беспокойство за сына или за дочь, трогает олову ребенка, измеряет температуру, просит показать язык и т.п., звонит врачу и говорит, что случилось. Дети распределяют заранее роли: кто будет врачом, кто медсестрой, кто шофером и выполняют игровые действия с помощью взрослого. Медсестра принимает вызов по телефону, делает запись в тетради, врач собирает сумку, шофер готовит машину к поездке и т.п. По приезду на место ребенок выполняет уже знакомые действия самостоятельно. 4 неделя «Скорая увозит больного в больницу» Проводиться по тому же сценарию, что и на предыдущей неделе. Затем педагог подводит ребенка к тому, что больного нужно везти в больницу: одеть, положить на носилки (если больной кукла) или проводить до машины, увезти в больницу, медсестра подготавливает дл больного палату. Проводится лечение.
-
4. Способы выхода из игры: 4.1 «Врач» говорит о том, что прием на сегодня окончен, предлагает прийти в следующий раз; 4.2 Взрослый берет на себя роль главного врача и заранее предупреждает, что принимает последнего пациента и прием заканчивается; 4.3 Звонит телефон, доктору сообщают, что его вызывают к больному на дом и прием заканчивается; 4.4 Игрокам сообщается, что больного положили на лечение и ему нужен покой, навестить его можно будет завтра. 5. Роли: врач, медсестра, пациент, шофер, мама, продавец лекарств. 6. Игровые действия: - приготовление инструментов, мытье рук, одевание формы; - проведение осмотра: прослушивание, осмотр горла, уха, раны, измерение температуры и т.п. - выполнение процедур: выписать рецепт, дать таблетку, поставить укол, наложить повязку, приложить грелку и т.п.; вызов врача на дом; - приезд по вызову: приготовление машины (заправить бензином, - накачать колеса, протереть окна и т.п.), сбор медицинской сумки; - Увоз больного на машине в больницу. 7. Игры спутники: «Семья» - предложить детям поиграть в дом, а затем подвести к игре в «Больницу»; «Автобус» - организовать поездку в больницу с целью осмотра детей. «Аптека» - по типу игры «Магазин».
-
Работа с родителями Важное значение в обогащении опыта детей, имеет участие в этой работе родителей, которые, получая конкретные задания (сделать вместе с ребенком покупки в магазине, на рынке, в аптеке; показать и рассказать ему, как это нужно делать и т.п.), становятся активными участниками воспитательного процесса. Такая совместная деятельность является очень эффективной. Некоторые формы работы родителей с детьми: Беседа с детьми на следующие темы: «Мама, папа, я», «Кто, что делает дома?», «Разные профессии», «Машины в нашем городе» и т.п. беседы по сюжетным картинкам; Организация наблюдений за работой по дому мамы, папы, бабушки; в магазине за работой кассира, продавца, действиями покупателя; в больнице – работа врача, поведением больного; работой водителя, кондуктора; за действиями парикмахера и его клиента; Собственный пример родителей. Целевые прогулки в различные магазины (в зависимости от тематики игры), больницу, парикмахерскую на машине, автобусе, поезде; Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рекомендованных педагогами по темам игр. Формы работы педагогов с родителями: Показ вариантов проведения игр. Совместная разработка сценариев для сюжетно-ролевых игр. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив кукольного постельного белья, одежды для кукол, чеков, рецептов т.п.); Оформление альбома «Профессии», «Моя семья», «Модные прически»; Изготовление и выставка игрушек-самоделок (печенье, конфеты, овощи, фрукты, машинки и т.п. Выставка фотографий (фотогазета) в группе на тему «Играем дома и в детском саду»;
-
Использованная литература1.Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996.2. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: «ИздательствоСкрипторий 2003», 2005.3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.4. Книга для чтения в детском саду и дома: 2 – 4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / Сост.В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2006.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.