Содержание
-
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА«ГОРОД КАЛИНИНГРАД»МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №87
Проект «Вместе весело играть» по обучению игровым навыкам в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (1 год обучения) Участники проекта: учитель – дефектолог: Третьякова Е.С. учитель – логопед: Чухина М.А. воспитатель: Игнатьева А.В. 2019/2020 уч. год
-
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.
-
Актуальность
Однако сами по себе игрушки не стимулируют детей с ОВЗ к началу игры. Эти дети не знают, особенно в начале обучения, как можно с ними действовать. У большинства детей отмечается индифферентное отношение к игрушкам, некоторые не реагируют даже на новые игрушки, что вообще не свойственно нормально развивающимся детям даже младшего дошкольного возраста. Кроме того, дети с нарушением интеллекта и с расстройством аутистического спектра не могут осуществлять перенос действий с одной игрушки на другую, сходную или аналогичную. Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, он должен уметь их использовать, знать, что и как можно с их помощью изображать. Педагогу необходимо демонстрировать всевозможные варианты выполнения действий с той или иной игрушкой. Каждая новая игрушка, которая предлагается детям для игр, должна быть обязательно обыграна. Без специального обучения дети ее использовать не будут.Характерным является и то, что они предпочитают играть со знакомыми игрушками, производя действия, которыми уже овладели. Эмоции, которые испытывает ребенок, играя, например, с куклой, относясь к ней, как к живому существу, способствуют развитию его чувств, придают игре элементарное нравственно-этическое содержание.
-
Цели и задачи
Цель проекта: формирование у детей с ОВЗ навыков продуктивного взаимодействия через обучение сюжетно-ролевой игре. Задачи проекта: 1. Адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий. 2. Проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения. 3. Находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий. 4. Использовать в игре, в ходе игры различные натуральные предметы и их модели. 5. Производить простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого по ходу игры. 6. Брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи со стороны взрослого. 7. Ориентируясь на образец, который дает взрослый, выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений.
-
Направления работы
1. Планомерно обогащать опыт: в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просматривания иллюстрации, дидактических игр. 2.Создавать условия для перевода практического опыта в игровой. Учить воспитанников способам воспроизведения действительности в игре. 3.Своевременно изменять предметно-развивающую среду, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти воспитанника недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх. 4.Поддерживать детскую инициативу при общении со взрослыми во время игрового процесса. Развивать умения ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.
-
Возраст детей: 3-8 лет. Состав группы детей: дети с нарушением интеллекта, с расстройством аутистического спектра, с задержкой психического развития. Принципы формирования группы: группы формируются по принципу добровольного участия детей в игре, с учетом их заинтересованности, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей. Сроки реализации проекта. Реализация проекта рассчитана на три учебных года (сентябрь 2019 г. – май 2022г.) Тип проекта: долгосрочный, творческий, познавательный, групповой. Участники проекта: дошкольники 3 – 8 лет с ОВЗ, педагоги, родители.
-
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап •Определение целей и задач проекта;• Изучение литературы, авторских методик;• Составление плана мероприятий по реализации проекта. Основной этап Непосредственная реализация проекта в группе: беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, сюжетно-отобразительные и сюжетно-ролевые игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей. Заключительный этап проекта Подведение итогов, подготовка презентации проекта.
-
Ожидаемые результаты выполнения проекта
1.Наличие у детей сформированных умений действовать с игрушками (по подражанию, по образцу), понимание детьми названий используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий, наличие адекватных эмоциональных реакций на игрушки и выполняемые с ними действия. 2. Выполнение детьми цепочки игровых действий, связанных с определенной ролью, например, покупателя в магазине: зайти в магазин, поздороваться, попросить какой-либо товар, оплатить покупку, попрощаться, уйти из магазина.3. Понимание названий всех атрибутов игр, названий выполняемых игровых действий, несложных реплик, связанных с той или иной ролью, например покупатель в магазине говорит: «Дайте мне, пожалуйста, чай», «Сколько стоит чай?» и т. п.4.Овладение детьми последовательными действиями, характерными для определенных ролей, выполнение их по образцу или по словесной инструкции взрослого, 5. Использование в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игрпродуктов своей конструктивной, трудовой и изобразительной деятельности, которые выполнены с помощью взрослого.
-
Дети с нарушением интеллекта могут научиться: Проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам; Совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал; Выполнять с помощью взрослого игровые действия — по подражанию, а затем по образцу; Проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения; Находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию: едущая машина — «вж-ж-ж-ж-ж-ж-ж»; кукла-малыш — «а-а-а»; летящий самолет — «у-у-у-у» и т. п.;
-
Подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки — а-а-а-а, открытие крана — поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п.; Выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п.)» которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета; Использовать в игре предметы-заменители бытового содержания (мыло — кирпичик из строительного материала, деньги — листы бумаги, кружки и т. п.); Повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;
-
СодержаниеРеализация проекта через образовательные области
-
-
-
-
Примерный тематический план сюжетно-ролевых игр по проекту «Вместе весело играть»1 год обучения
-
Работа с родителями
Основные направления работы с родителями: •Провести беседу с родителями о значимости проекта; •Повысить уровень педагогической культуры родителей в области «Социально-коммуникативное развитие». •заинтересовать родителей проблемой переноса игровой деятельности в семью, организацией единого игрового пространства. •Рекомендовать проводить совместные семейные игры,просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки; •Привлечь к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр. В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Конкурс: «Игрушка – самоделка», совместное изготовление игрушек родителей и детей (всех членов семьи). Поддерживание инициативы родителей по изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья» и д.р. Изготовление атрибутов к дидактическим, театрализованным играм. Консультация: «Детские игры и игрушки», «Игра в жизни ребенка младшего возраста»
-
Методическое обеспечение
Игрушки: куклы пластмассовые, куклы-младенцы , куклы - персонажи литературных произведений; картинки и фотографии изображающие людей разного возраста и пола (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, младенец); игрушки, изображающие сказочных персонажей (Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдатики — набор пластмассовых фигурок (высота 5—7 см); игрушечные удочки с магнитами; мелкие резиновые, пластмассовые, игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения и т. п.; наборы кукол для театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы (заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и т. п.); рукавички и перчатки с изображением мордочек животных. .
-
Одежда и обувь для медвежонка из сказки «Три медведя»: летняя одежда и обувь; одежда и обувь для игры в помещении; верхняя зимняя одежда и обувь . Постельные принадлежности для кукол: матрац, одеяло, подушка; простыня, наволочка, пододеяльник. Уголки для кукол: «Жилая комната»; «Спальня»; «Кухня»; Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол: столовая — пластмассовая, чайная — пластмассовая; кухонная; наборы для стирки (тазик, ведро, прищепки для белья); стиральная машина; утюги разных размеров из пластмассы; предметы домашнего обихода , миски, ложки, кастрюли; тазы, подносы различных размеров ; Оборудование для сюжетных игр и драматизации: наборы тканей, различных по фактуре и цвету; стол, пластмассовая посуда (чашки, блюдца, тарелки, ложки), используемая в быту; деревянная посуда однотонная и с различной росписью (миски, ложки и т. п.); пластмассовые вазочки, муляжи овощей и фруктов натурального размера; плетеные и пластмассовые корзины; фартуки; кухонные прихватки с картинками, знакомыми детям, и т. п Подвижные игрушки ( грузовые и легковые машины, игрушки с подвижными частями на колесах); настольная ширма; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); атрибуты для игры-драматизации: репка, домик-теремок; магнитная доска; иллюстрации со знакомыми объектами и доступными названиями: магазин, театр, зоопарк, парк, аптека, школа, детский сад и т. п, прилавок; деньги (кружки, бумажные знаки); касса ; кошельки; сумки для покупателей; весы; калькулятор); наборы для игр «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т. п.
-
Литература
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 2.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития под ред .Шевченко С.Г. М.,2005 3.Н.Ф. губанова Развитие игровой деятельности .М.,2008 4.О. А .Степанова Развитие игровой деятельности ребенка. М.,2009
-
Знакомство с новыми игрушками и их функциональным назначением
-
Предварительная работа по проекту
Индивидуальные беседы. Тема месяца - "Семья" Дети готовятся к сюжетно-отобразительной игре «Семья» по проекту
-
Игра "Семья"
-
Предварительная работа по проекту (тема месяца "Оденем куклу на прогулку")
-
Подготовка к сюжетно - ролевой игре «Оденем куклу на прогулку». Дети изучают обобщающие понятия «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», учатся выполнять игровые действия и бережно обращаться с вещами.
-
Сюжетно-ролевая игра "Оденем куклу на прогулку". Ребята не только собрали куклу на прогулку, но постирали, высушили и погладили её одежду.
-
Предварительная работа по проектуИгра месяца - "Магазин"
-
Ребята готовятся к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
-
Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
-
Экскурсия в магазин. Тема месяца - сюжетно - ролевые игры «Магазин» и «Семья» (объединение сюжетов).
-
Дети учатся соединять две сюжетно - ролевые игры "Магазин" и "Семья"
-
Предварительная работа к с/р игре "Моряки".
-
Занятие на тему "Наша Армия!". Дети готовятся к сюжетно - ролевой игре "Моряки".
-
Сюжетно-ролевая игра "Моряки"
-
Дети готовятся к сюжетно - ролевой игре «Зоопарк»
-
Предварительная работа перед сюжетно - ролевой игрой "Зоопарк". Ребята узнали о внешнем виде и повадках зверей и птиц, местах их обитания, пытались составить рассказ о понравившемся животном или птице, отгадывали загадки.
-
Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.