Содержание
-
Тема: «Организация логопедической работы с детьми первого года жизни в условиях Дома ребенка»
ГКУЗ НО «Выксунский специализированный Дом ребенка» Учитель-дефектолог: Загородняя Наталья Васильевна
-
Актуальность
Первый год жизни – важный этап в развитии любого ребенка Специфические особенности воспитанников Дома ребенка Особенности здоровья и нервно-психического развития Условия депривации, в которых дети вынуждены находиться (замкнутость сферы жизнедеятельности, суженность индивидуального опыта)
-
Методическое обоснование
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста
-
Цель:
подбор содержания, методов и приемов работы с детьми первого года жизни, позволяющих осуществить раннюю коррекцию и профилактику имеющихся отклонений в развитии детей в условиях Дома ребенка Задачи:
-
Этапы работы
-
Диагностический этап
Уровень НПР определяется по диагностике под редакцией Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры У детей наблюдается: задержка в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде (до 8 мес.) задержка в развитии ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде (8 мес. – 1 г. 3 мес.) задержка речевого развития в речевом периоде (после 1 г. 3 мес.)
-
Составление индивидуальной программы
-
Коррекционная работа
-
Задачи коррекционной работы с детьми первого года жизни
Первый – второй месяцы жизни Нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата: массаж (при гипертонусе – расслабляющий, при гипотонусе – стимулирующий) пассивная гимнастика (для губ, языка) Вокализация выдоха Стимуляция голосовых реакций Развитие умения удерживать в поле зрения неподвижный предмет (1 мес.), длительного зрительного сосредоточения (2 мес.) Развитие умения прислушиваться к голосу взрослого, к звуку погремушки (1 мес.), поисковых движений при длительном звуке (2 мес.) 6. Вызывание улыбки: рефлекторно (1 мес.), в ответ на эмоциональное общение (2 мес.)
-
Третий – четвертый месяцы жизни Стимуляция голосовых реакций: выработка моторных укладов, стимуляция гуканья, гуления на эмоционально-положительном фоне Развитие комплекса оживления (3 мес.), эмоционально-положительных ответных реакций (4 мес.) 3. Развитие зрительного сосредоточения на руках у взрослого (3 мес.), зрительного восприятия – учим узнавать взрослых людей (4 мес.) Локализация звука в пространстве (3 мес.), развитие слухового восприятия (4 мес.) 5. Нормализация положения кисти и пальцев рук (3 мес.), формирование зрительно-моторной координации рук (4 мес.) 6. Учить наталкиваться руками на подвешенные игрушки
-
Пятый – шестой месяцы жизни Пассивная артикуляционная гимнастика для губ (в т.ч. с пищевым подкреплением), языка, для активизации небной занавески, пока ребенок не будет сопротивляться 2. Стимуляция певучего гуления (5 мес.), вызывание первых слогов лепета : создание моторных укладов для губ, перекличка (6 мес.) Развитие эмоционально-положительных ответных реакций – тормошения, игра с зеркалом (5 мес.) Развитие слухового восприятия: перекличка, слушание различных интонаций (5 мес.), учить реагировать на свое имя (6 мес.) Развитие зрительно-моторной координации рук – функции захвата: удерживать в руке игрушку (5 мес.), массаж, учить перекладывать игрушку лежа на спине из руки в руку, свободно брать игрушку лежа на животе (6 мес.)
-
Седьмой – девятый месяцы жизни Дыхательная гимнастика: увеличение объема и силы выдоха, выработка ритмичного дыхания / руки-голова + дифференцировка ротового и носового выдоха Стимуляция лепета: вызывание повторных слогов (7 мес.), создание новых укладов, перекличка на эмоционально-речевом фоне (8-9 мес.) Развитие предпосылок понимания речи: «Где?» – 1 игрушка (7 мес.), 2-3 игрушки на постоянном месте, разучивание действий «Ладушки», «Дай ручку» (8 мес.), учить находить игрушки в разных местах, разучивание действий «Сорока-сорока», «Ку-ку» - прятки, перед зеркалом (9 мес.) Развитие манипуляций с игрушкой: предметные действия – захват, стучать, размахивать, перекладывать, бросать, ощупывать, притягивать (7 мес.), вынимать, снимать, толкать (8 мес.), катать, нажимать, открывать (9 мес.), противопоставление большого пальца руки, щипковые движения (8 мес.), пинцетный захват (9 мес.)
-
Десятый – двенадцатый месяцы жизни Стимулирование лепета: вызывание новых слогов + перекличка (10 мес.), первых лепетных слов + показ игрушек с сюрпризным моментом, игрушек в действии (11 мес.), новых слогов и лепетных слов (12 мес.) Развитие предпосылок понимания речи: учить находить и приносить знакомые игрушки, выполнять разученные действия, картинка (10 мес.), действия с игрушками и предметами, формировать первые обобщения в понимаемой речи, переносить разученные действия (11 мес.), учить находить названный предмет из 2-3, выполнение поручений, воспроизводить действия по слову (12 мес.) Формирование предметных действий: открывать, закрывать, снимать, надевать (10 мес.), башня, пирамидка, орудийные действия (11 мес.), формирование предметной деятельности – учить кутать, водить, кормить с различными игрушками, занятие с картинками, пальчиковая гимнастика (12 мес.)
-
Результативность
Группы речевого развития при выписке из группы при приеме в группу
-
при выписке из группы при приеме в группу
-
Динамика речевого развития Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.