Содержание
-
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы Автор: Имайкина Н.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №40» г.о. Саранск Саранск 2013
-
Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться.
-
Цель:
создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.
-
Задачи:
1. Обобщить опыт работы по данной проблеме. 2. Показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка и литературы на различных этапах обучения. 3. Продемонстрировать последовательность действий, методов и приёмов, форм педагогической деятельности. 4. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности. 5. Показать примеры использования метода проектного обучения на уроках русского языка и литературы.
-
Цели проектного обучения:
Развивать у школьников исследовательские умения. Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи. Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала. Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать. Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
-
«Проект» - (от лат. projectus - брошенныйвперед)1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2)предварительныйтекст какого-либо документа. 3) замысел, план.
-
Технология проектной деятельности
Метод учебного проекта (интеграция) Проблемный подход Поисковый подход Исследовательский подход Групповые методы Презентационный подход Рефлексивный подход
-
Условия применения метода проектов
Существование некой значимой проблемы. Значимость предполагаемых результатов. Применение исследовательских методов при проектировании. Структурирование этапов проекта. Самостоятельная деятельность в ситуации выбора.
-
Компетентностный подход к проектированию
умение выявлять понимать планировать конструктивнообсуждать оценивать конструировать самостоятельно искать
-
п р о е к т н а я л и ч н о с т ь д е я т е л ь н о с т ь Индивидуальные особенности Интеллектуальная сфера Эмоциональная сфера Коммуникативность Настойчивость Адаптивность Целеустремлённость Ответственность Креативность
-
Создание проблемно-мотивационной среды
дискуссия ролевая игра эвристическая беседа круглый стол мозговой штурм
-
контрольный презента- ционный практи- ческий аналити- ческий поисковый Этапыработы над проектом
-
Виды проектов (по доминирующей деятельности) Практико-ориентированные (словарики, таблицы, газеты и т.д.) Творческие (инсценировки, сочинения, сказки, сценарии) Игровые (игры) Исследовательские (научно-исследовательские работы)
-
Алгоритм проектной деятельности в творческом проекте
Анализ идеи Выбор одной Планирование Изготовление Оценка (рефлексия) Определение потребности Выработка первоначальных идей Обозначение требований к объекту проектирования Исследование существующих объектов
-
Особенности исследовательского проекта
Аргументация актуальности темы определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования выдвижение гипотезы исследования обозначение методов исследования проведение эксперимента обсуждение и оформление результатов формулирование выводов обозначение проблем на дальнейшую перспективу исследования.
-
Особенности практико-ориентированного проекта
Ориентация на результат – продукт, удовлетворяющий конкретную потребность. Организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий. Презентация результатов и способов внедрения в практику. Внешняя оценка проекта.
-
Особенности игрового проекта:
проблемы, цели проекта; ведущий вид деятельности – ролевая игра; участники выполняют определённые роли (литературные персонажи, выдуманные герои), обусловленные содержанием проекта; результат остаётся открытым до самого окончания; соотнесение полученных результатов с поставленной целью; рефлексия.
-
Результат проектной деятельности:
Альманах Сборник иллюстраций Сборник собственных творческих работ Стенгазеты Киносценарий Видео- или слайд-фильм Комментарии к тексту художественного произведения Публикация Буклет Презентация Веб-сайт Словарь
-
Методический паспорт проекта
-
Функции учителя (рефлексивно-деятельностное обучение)
-
-
-
Список литературы:
1. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 137 с. 2. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П. Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. – 54 с. 3. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / Ю.В. Громыко // Изд. Рос. акад. образования. – 2000. – №2. – С. 36-43. 4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с. 5. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся / Т.Д. Симоненкова // Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. – №8. – C. 3-6. 6. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 283 с. 7. Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. – №3. – С. 5-9 7. Якиманская, И.С. Технология личностно - ориентированного образования / И.С. Якиманская // Журнал «Директор школы». – 2000. – № 7. – С. 145-150. 8. Якушевский, В.Н. Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля: Практико-ориентированная монография / В.Н. Якушевский, О.А. Рождественская, Н.В. Вольская. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с. 9. http://schools.keldysh.ru/lambro–методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
-
Урок русского языкав 6 классе по теме «Описание природы»
Цель образовательная: научить составлять текст – описание с использованием средств художественной выразительности, используя примеры описаний мастеров слова. Цель воспитательная: формировать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия произведений искусства, воспитывать творческую индивидуальность. Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться к значению прилагательных и их употреблению в речи.
-
Предварительная работа: учащимся дано задание найти красочное описание зимы в произведениях художественной литературы, обратить внимание на изобразительно-выразительные средства у мастеров слова.
Задание дано по группам: 1 группа – описание зимнего дня (утра); 2 группа – описание зимнего вечера (ночи); 3 группа – описание первого снега.
-
Ход урока:Первичная проверка понимания.- Что такое описание?- По какому плану строится описание?(общее представление описываемого; описание деталей, частей; отношение автора к описываемому);- анализ отрывка из художественного текста И.С. Шмелева «Лето Господне» (учащиеся находят эпитеты, метафоры, сравнения, отмечают цветопись).«Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках.… Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…»- Какая тема отрывка? (автор не просто дает описание зимы, а именно морозного зимнего вечера).
-
Выступление групп (чтение отрывков, подобранных учащимися, определение темы отрывка, художественных средств выразительности).
1 группа День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. (А.Н. Толстой “Детство Никиты”) Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. (М. Пришвин. “Зимнее утро”) 2 группа Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М. Пришвин. “Зимнее солнце”) 3 группа Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. (К.Паустовский «Прощание с летом»)
-
Обобщение и систематизацияКоллективная работа над планом сочинения:1. Подумайте, ЧТО вы хотите нарисовать словами;2. Какова главная МЫСЛЬ вашей зарисовки;3. Какие ЧУВСТВА хотите вызвать у читателя;4. Какие СРЕДСТВА художественной выразительности используете.Учащиеся обсуждают и дают в группах темы сочинений («Падающая снежинка», «Узоры на моем окне», «Зимний вечер», «Снегири на дереве»и т.д.)
Итог проекта – написание творческой работы (сочинения-зарисовки).
-
Алгоритм работы над учебным проектом по литературе«Поэзия Ф.И. Тютчева» в 10 классеТип проекта: исследовательский, творческий
-
Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.