Содержание
-
Особенности мотивационной сферы у детей с нарушением интеллекта.
Подготовила : Пучкова И.А., учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №368 г.о.Самара
-
Понятие мотивация: Термин "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
-
Под мотивационной сферойличности понимается совокупность вся совокупность ее мотивов, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. В целом эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. Но некоторые мотивы относительно устойчивы и, доминируя, образуют как бы стержень всей сферы (в них проявляется направленность личности).
-
В сложной структуре формирующейся личности ребенка следует выделить мотивационно-потребностную сферу, которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся младших классов специальной школы в значительной степени зависит от ситуации.
-
* При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение» *У учеников старших классов специальной школы мотивы деятельности, особенно имеющей практическую основу, характеризуются значительной устойчивостью. Но все же им присуща некая дисгармоничность в соотношении познавательных интересов и потребностей с одной стороны и элементарных органических побуждений, с другой. *Поведение умственно отсталых подростков не целенаправленно. Исходный мотив сохраняется, но утрачивается волевой контроль поведения. Осознание и интерпретация цели, а также выбор форм реагирования происходят различно. Их частые экстрапунитивные реакции могут истолковываться как психопатоподобное поведение
-
*Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания *У старшеклассников мотивы выбора товарища представлены дифференцированно и определенно. Учащиеся высоко ценят такие качества сверстников, как смелость, стремление прийти на помощь. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми учащимися направлена на формирование у них устойчивых и деятельных мотивов учения и морального порядка.
-
Что касается конкретно мотивации к деятельности, то здесь следует начать с того, что в каждой конкретной деятельности можно выделить ведущий и второстепенные мотивы. В процессе деятельности ведущий мотив может меняться. Смена ведущего мотива означает смену позиций личности относительно цели деятельности. *Для умственно отсталых характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, объясняющаяся сильной зависимостью мотива от ситуации, затрудненность процесса опосредования мотивов, связанная с неумением поставить и осознать цель, нарушение смыслообразования мотивов, при котором мотив остается лишь знаемым и не побуждает к действию
-
Недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов.
У умственно отсталых детей: -недоразвита любознательность, -нет потребности в приобретении знаний, -слабо выражены побуждения к различным видам деятельности.
-
Что касается мотивации достижения, то первоначально у учащихся начальной школы она крайне примитивна: ребенок хочет сделать работу лучше и раньше, чем его товарищи. Постепенно мотивация усложняется. Выполняя какую-либо работу, умственно отсталые дети руководствуются ближайшими мотивами; руководствоваться отдаленными мотивами они могут лишь с трудом. Поэтому действия, которые направлены на выполнение конкретного изделия, выполняются ими охотнее и лучше, чем познавательные. Для повышения мотивации труда существенное значение имеет его общественная оценка: сознание общественной значимости выполняемой работы или изготовляемой вещи - важный мотив, который изменяет отношение к заданию, положительно влияет на характер, способы выполнения и эффективность действий.
-
Таким образом мотивация является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Когда мы говорим о мотивации, то мы задаем вопрос не «что», а «почему». Преимущество мотивационного подхода и его ценность состоит в понимании безусловного наличия внутренних резервов у всех людей, включая людей с умственной отсталостью. Понимая под внутренними резервами мотивацию, мы можем практически помочь людям с умственной отсталостью реализовать свой потенциал в полной мере, поддерживая их желания, побуждения, стремления и развивая их мотивацию.
-
Список литературы:
1.Баскакова И.Л. Внимание школьников- олигофренов. М: 1982 г. 2. Бгажникова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М: Просвещение, 1987 г. 3.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М: Просвещение, 1983 г. 4.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5. М: 1983 г. 5.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М: 1994 г. 6.Заньков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. М: 1939 г. 7.http://www.pedlib.ru/ 8. http://www.defectolog.ru/
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.