Содержание
-
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Находки Шпаковой Е.Н.
-
ТЕМА : ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
-
I. Актуальность проблемы мотивации познавательной деятельности учащихся.
Мотив- источник деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств развития творческой, социально-ориентированной личности.
-
Задачи учителя.
Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла; Формирование толерантности в учебных взаимодействиях; Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся; Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.
-
Условия повышения мотивации учащихся на уроке:
1.Раскрытие учебного материала. Изучение предмета через поиск, исследование самим учеником, который сам выявляет частные явления. Учебная деятельность приобретает для него творческий характер, создается мотивация к изучению данного предмета.
-
2.Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов. 3.Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивация учащихся находится на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.
-
Педагогические технологии, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся .
-Технология разноуровнего обучения; -Исследовательские технологии; -Технология проектной деятельности; -Игровые технологии; -ИКТ.
-
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ :-Развитие образного мышления.
Природа образного мышления едина как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. Урок должен строиться как образова-тельное событие, располагающее к творчеству, словесному «рисованию».
-
-Самостоятельная учебная работа, как способ активизации познавательной деятельности учащихся.
Разноуровневые задания. Исследовательская деятельность как возможность реализовать свои способности. Возможность одновременно осуществляется и контроль и обучение. Условие применения технологии в парах и группах
-
-Приём сравнения как метод активизации познавательной деятельности учащихся
Сравнительная характеристика литературных героев, эпох и их влияние на формирование характеров героев; сравнение морфологических, грамматических признаков определенных частей речи и т. п.)
-
-Приём проблемного обучения.
-Создавать проблемные ситуации. (Чего не случится, если я буду писать грамотно? Чего не случится, если я не буду писать грамотно? ) -Учить решать нестандартные задачи. (Если бы вы были автором учебника, как бы вы изложили ученикам эту тему?). -Поднимать уровень мыслительной деятельности учащихся,опираясь на их жизненный опыт: что вы уже знаете по этой теме? Подберите слова на эту тему.
-
-Использование нетрадиционных форм уроков:-Урок-путешествие;-Аукцион знаний;-Урок-исследование;-Урок-игра (через игру ученик закрепляет усвоенные знания, умения). (наиболее уместны на уроках русского языка).
-
-Урок-диспут (в старшем и среднем старшем звене).
Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции.
-
-Использование разнообразных творческих заданий.
Разнообразные творческие задания развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства. Выполнение подобных заданий создаёт творческую атмосферу, делает урок незабываемым, вызывает больший интерес к изучаемому предмету, способствует проявлению инициативности и творческой самостоятельности школьников.
-
-Комментированное чтение.
Комментированное чтение помогает учащимся правильно понять трудные места текста, уяснить смысл непонятных слов и выражений, отсутствующих в современном литературном языке, а также научить выразительно читать текст, показать учащимся, какую огромную роль играет слово в обрисовке характера литературного героя.
-
Приемы обратной связи на уроках литературы:
сочинение – главная форма обратной связи; викторины, тесты; составление словарей на предложенную тему; тематических сборников; заочные экскурсии; литературные салоны; размышления вслед за писателем.
-
-Коллективная (групповая) форма работы. Иногда групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Она «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, т.к. они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не вызвав недовольства со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.
-
Нетрадиционные формы контроля:- зачет в форме спектакля;-сюжетно-ролевая игра (н-р, «Экскурсия в музей морфологии»)- «суд» (вместо обобщающего урока по теме);-кредит доверия (отметка аванцем с условием ее отработки);-учебное портфолио (портфель достижений ученика);-освобождение от домашнего задания, зачета-сильное мотивирующее средство.
-
Требования успешности урока:
Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет.
-
Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы. Некоторых учеников приходится заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.
-
Дозированность и посильность домашних заданий. На дом учитель должен задавать такие задания, которые служат для повторения пройденного на уроке материала. Очень важно задавать небольшие по объему, но интересные по содержанию задания.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.