Содержание
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 39» Конобрицкая Ирина Михайловна
-
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников?
Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.
-
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Педагогическая диагностика– это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования учебных программ и методов педагогического воздействия. (Российская педагогическая энциклопедия, гл. ред. В. В. Давыдов, т. 2 с. 123) Педагогическая диагностикапризвана: во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую. (К. Ингенкамп «Педагогическая диагностика» Педагогика 1991 с. 7)
-
Педагогическая диагностика представляет собой совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины;установить уровень овладения учебной деятельностью;оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
-
В чём же отличие заданий педагогической диагностики от контрольных и прочих проверочных работ?
Во-первых, педагогическая диагностика определяет не только то, что именно усвоил или не усвоил ученик, но и показывает, почему он это не усвоил. Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.
-
Во-вторых, выполнение диагностических заданий даёт возможность не только установить разные уровни усвоения программного материала, но и характеризовать продвижение ученика в языковом и математическом развитии; Задание №1. Среди данных слов подчеркни: только существительные: зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье только прилагательные: белить, белизна, белый, беленький только глаголы: утихать, тишь, удар, ударить, бег, бежать Задание №2. Какими частями речи могут быть слова: пила_________________________; столовая_____________________; печь_________________________.
-
Задание №1. Сравни числа, поставь знак: 4900 ____4090 13079___13090 Задание №2. В записи чисел, каждую пропущенную цифру заменили точкой. Поставь знак, чтобы записи были верными: 20… ______18… …5_______..8 8…_______21…
-
В -третьих, позволяет определить насколько сформирована у школьника учебная деятельность, то есть на каком уровне (репродуктивном или продуктивном) усвоены те или иные знания. Диагностические работы позволяет определить, какие компоненты учебной деятельности сформированы, а какие требуют дополнительной работы. Сформированная учебная деятельность проявляется в использовании наиболее эффективных учебных действий, в умении ставить перед собой вопросы в ходе выполнения того или иного задания, проверять и обосновывать каждый выполняемый шаг решения, выбирать данные, необходимые для выполнения действия, объяснять, на каком основании выполнено то или иное действие. Диагностические работы позволяют определить уровень самоконтроля (планирующего, пошагового, итогового) и самооценки.
-
Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся
Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения. Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.
-
Данные педагогической диагностики – основа дифференциации обучения
Систематически проводимая педагогическая диагностика, постоянное обращение к ее результатам позволяют учителю знать, над чем и в каком направлении нужно работать с каждым учеником. Обладая реальным инструментарием для определения как динамики усвоения учащимися класса знаний, умений и навыков, так и динамики их продвижения в учебной деятельности, в математическом и языковом развитии, учитель не действует наугад, выбор дифференцированных заданий для каждого ученика не носит случайного характера, обусловлен реальными знаниями ребенка, особенностями восприятия им учебной задачи, его мыслительными особенностями.
-
Карта педагогического обследования первоклассника
-
-
-
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УМЕНИЙ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.