Содержание
-
Педагогический мониторинг результативности образовательного процесса в УДОД
-
Единая методическая тема «Мониторинг образовательной деятельности»
-
Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением позитивного результата. Для общеобразовательной школы результатзафиксирован государственным стандартом. Для учреждений дополнительного образования такой стандарт не определен, в связи с чем, остро стоит вопрос изучения проблемы результата образовательной деятельности УДОД, форм и методов его мониторинга.
-
Актуальность вопроса
При аккредитации учреждение должно предъявить результаты работы по образовательным программам (полнота реализации программ) Демонстрация достижений обучающихся родителям Предъявление достижений обучающихся, полученных на занятиях в УДОД, в школе или в ВУЗе (портфолио)
-
Необходимость доказательства важности и продуктивности деятельности УДОД перед вышестоящими структурами В процессе аттестации педагог должен предъявить результаты своей деятельности Отсутствие единства в подходах к определению результативности деятельности в ходе индивидуальной аттестации педагогических кадров. Что является более значимым результатом деятельности педагога: высокие достижения обучающихся, сохранность контингента или личностный рост каждого ребенка, растущий интерес к занятиям ? Стремление педагога определить эффективность своего труда.
-
Аспекты проблемы результативности
-
Основные термины и понятия
-
Образовательный процесс
- целенаправленное, планомерное, систематическое взаимодействие педагога с детьми, решающее задачи обучения, развития и воспитания личности, выстроенное в определенных организационных формах.
-
Результат3 основных подхода:
Результат - итог деятельности, процесса взаимодействия его основных участников (Т.В. Ильина, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова). Результат - состояниесистемы, вещей, фиксированное в определенный момент времени (Р.У. Богданова). Результат – объективные изменения, получившиеся в итоге деятельности, направленной на достижение какой-либо цели (P.M. Гайнутдинов. Сборник материалов НПК, 1997г.).
-
Результат образовательного процесса в УДОД рассматриваем как изменения, проявляющиеся на :
субъективном уровне: - личности ребенка и педагога; - системы отношений; объективном уровне: - продуктов педагогической деятельности и деятельности ребенка в ОП.
-
Общие характеристики результата:
соответствие поставленной цели; следствие какого-либо организованного действия; промежуточный - конечный; индивидуальный – совокупный (коллективный); внешний (видимый) - внутренний (личностный); предсказуемый (планируемый) - непредсказуемый (непредвиденные последствия); позитивный - негативный; актуальный (полученный сразу) - отсроченный (проявляющийся через определенное время).
-
Результативность
отношение к результативности как совокупности полученных положительных результатов (P.M. Гайнутдинов) (положительный результат - приближение или достижение поставленной цели)
-
Изменения, проявляющиеся на объективном уровне, можно выявить, зафиксировать и предъявить пользуясь следующими показателями результативности:
Педагогические достижения: стабильность количественного и качественного состава учащихся; качество программно-методического обеспечения (образовательная программа, учебно-методический комплекс, обобщенный опыт работы, публикации, авторские методики и т.д.); результаты участия в педагогических и профессиональных конкурсах,фестивалях, соревнованиях и т.д. разного уровня.
-
Достижения детей: уровень освоения каждым обучающимся образовательной программы; результаты участия детей в конкурсах (смотрах, фестивалях, соревнованиях, выставках и т.д.) разного уровня;
-
Уровень освоения обучающимися образовательной программы -
приобретение детьми умений, навыков и знаний, предусмотренных образовательной программой, осваиваемой ребенком. Отправной точкой анализа этих изменений для каждого педагога является его собственная образовательная программа, так как в ней отражены цели, задачи и ожидаемые результаты, и соответствующие методики диагностики.
-
Параметры результативности образовательной программы
Традиционные (для всей системы): усвоенные знания; освоенные способы деятельности (умения и навыки); опыт эмоционально – ценностных отношений. Специфические (для УДО): опыт общения; опыт творчества; опыт самостоятельной деятельности; рефлексия (осознание) ребенком актуальности достижений; фиксированный успех и вера ребенка в свои силы; мотивация и осознание перспективы.
-
Выявление результата
Контроль Диагностика Мониторинг
-
Контроль
В узком смысле – изучение и описание состояния процесса в данный момент, сопоставление этого состояния с планируемым или нормативным. В широком смысле – комплексный контроль, включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными характеристиками, но и разработку рекомендаций , коррекцию процесса, помощь педагогу и учащимся. (Золотарева А.В., Акентьева Л.Р.)
-
Диагностика
Диагностика (может быть разовая) - система способов (форм и методов) выявления и фиксации полученных в ходе образовательного процесса результатов. Пакет диагностических методик – компонент методического обеспечения образовательной программы, состоящий из описания.
-
Педагогический мониторинг
система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. непрерывное систематическое отслеживание состояния и результатов педагогического процесса с целью управления их качеством, повышения эффективности.
-
Основной функцией мониторинга является не функция контроля, а функция СЛЕЖЕНИЯ. Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений.
-
Основные недостатки реализации мониторинга в УДОД
выбор объектов мониторинга ПРОИЗВОЛЕН; используется НЕ вся информация; НЕ отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения; НЕ установлены четкие сроки проведения мониторинга; часто НЕ ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации; информация собирается, но НЕ анализируется.
-
Методы диагностики
Наблюдение – получение информации через органы чувств. Опрос – получение информации на основе словесного общения (устного или письменного). Анкетирование – получение письменной информации с помощью заранее составленных вопросов. Тестирование: Психологическое (не используется педагогами); Учебное – определенное число стандартизированных заданий (в тесте четко определяются ответы, а в анкете - вопросы). Анализ работы обучающихся на занятиях.
-
Формы диагностики, которые используются при выявлении результатов
-
Система оценки
Цветопись Уровневая система оценки (пяти, трех) Номинальная, которая фиксирует два полюса («да» или «нет») Рейтинговая и т.д.
-
Фиксация результата
Карты наблюдений Информационные карты результатов освоения программ Портфолио педагога и учащихся Протоколы соревнований, конкурсов и т.д.
-
Предъявление результата
Выставки, концерты, фестивали Защита творческих работ учащихся Портфолио педагога и учащихся Родительские собрания Открытое занятие (цель – демонстрация методов и технологий, которыми пользуется педагог) Компьютерная презентация
-
Программа работы педагогического коллектива по ЕМТ « Мониторинг образовательной деятельности»
-
Цель:
повышение эффективности образовательной деятельности посредством внедрения в педагогическую практику непрерывного систематического отслеживания результативности образовательного процесса
-
Задачи:
изучить спектр имеющихся способов и форм выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в УДОД и в ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф»; адаптировать и модернизировать; систематизировать; разработать методические рекомендации по применению.
-
Ожидаемый результат
повышение уровня компетентности педагогических работников по проблемам мониторинга результативности ОП; разработка, подбор и адаптация диагностических методик отслеживания результативности ОП; разработка методических рекомендаций по использованию диагностических методик в ОП; внедрение в практическую деятельность педагогов системы отслеживания результативности ОП.
-
Использованы следующие материалы:
Информационно-методический бюллетень. Выпуск №5. Результативность образовательного процесса в УДОД. Санкт-Петербург, 2006 год Информационно-методический бюллетень. Выпуск №6. Результативность образовательного процесса в УДОД. Санкт-Петербург, 2006 год Н.В. Добрецова, И.Г. Инц Учебно-методический комплекс – неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога Материалы лекций Сеничевой И.О., зам. Директора ДДЮТ Красносельского района, рук. ГМО организаторов опытно-экспериментальной работы
-
Игра «Пятью пять»на тему«Диагностика результативности образовательного процесса»
-
Правила игры
Участники игры разделяются на команды по цвету жетонов. Число команд должно быть кратно числу 20. Общее правило игры: к уже имеющемуся слову добавляется одна буква так, чтобы появилось новое слово. Слова читаются в любом порядке, только не по диагонали. Команда, которой по жребию выпало начинать игру, выбирает, куда и какую букву дописать на поле. Затем предлагаются вопросы, которые соответствуют занятой после хода команды клетки поля. За каждый правильный ответ участники получают столько баллов, сколько букв в новом слове. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.