Содержание
-
Оценка деятельности современной школы
-
Критерии оценки общеобразовательных школ
-
Наличие фактически выполняемого (с изменениями и дополнениями) плана работы школы, согласованного с органами управления Наличие должностных инструкций, правил внутреннего распорядка, положений о заработной плате и премировании, об оказании платных педагогических услуг. Наличие необходимой документации, обеспечивающей организацию учебного процесса и ее качество. Документы по работе с кадрами, в том числе контракты, материалы об успешности и движении кадров для аттестации. Вариативное образование: Наличие авторских программ, экспертиза компетентными специалистами проводимых в школе экспериментов, Наличие авторского учебного плана.
-
Успешность управленческой деятельности: Текучесть кадров, Успешность реализации программы социально – экономической, психолог – педагогической, информационной и здоровьесберегающей поддержки педагогов, Сменяемость администрации, Удовлетворенность коллектива деятельностью администрации, Удовлетворенность учащихся и родителей УВП в школе (определяется путем независимого опроса), Удовлетворенность педагогического коллектива психологическим климатом.
-
Оценка методической работы в школе
Удовлетворенность педагогов методической помощью, оказываемой им администрацией школы, Успешность внутришкольной профессиональной учебы, удовлетворенность педагогов собственной деятельностью, Проведение успешных открытых педагогических мероприятий: открытых уроков, семинаров. Конференций, Совместная работа с научными учреждениями, Успешность деятельности школьных общественно – педагогических формирований: временных творческих коллективов, микроисследовательских групп, предметных кафедр, методических объединений и лабораторий, разновозрастных научных обществ, Получивший внешкольное признание ППО и передовой управленческий опыт.
-
Упражнение Положительная и отрицательная обратная связь
-
1. Качество образования – приоритетное направление деятельности современной школы
-
Основные направления модернизации образования ДОСТУПНОСТЬ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ Обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании
-
что такое «КАЧЕСТВО» ?
Качество как абсолютная оценка. В этом значении качество является синонимом превосходства. Качество как свойство предмета, объекта, явления. В этом значении оно определяется по какому-либо измеримому количественному параметру объекта или явления. Качество как соответствие назначению. Дж.Джуран определял качество изделия или услуги как пригодность для использования. Качество как соответствие стоимости. Здесь качество – это соотношение полезности и цены продукта. Качество как соответствие стандартам. Качество определяется как целевые и допустимые значения тех или иных параметров.
-
Квалитология – триединая наука, включающая: теорию качества теорию оценки качества теорию управления качеством
-
Теория качества Качество образования: многообразие взглядов
-
ЗАДАНИЕ Закончить определение понятия «Качество образования – это…»
-
Качество образования = качество обучения. Качество образованияесть качество обучения и всего воспитания. Качество образованияесть степень развитости личности (чаще других такое понимание высказывают философы, психологи, методологи, социологи, педагоги). Качество образованияпонимаетсякак количество выпускников, поступивших в вузы. Качество образованияпонимаетсякакготовность выпускника к жизни по 6 позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.
-
В толковом словаре С. И. Ожегова дано следующее определение понятия качество: «1. КАЧЕСТВО – это совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность; 2. То или иное свойство, признак, определяющий достоинство чего-либо» Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. КАЧЕСТВО – совокупность свойств, признаков, выражающих существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно таким, а не иным. Качество обусловливает способность объектов (товаров, услуг, работ) удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям; определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.
-
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности; определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. К.о. прежде всего измеряется его соответствием образовательному стандарту. (Словарь-справочник по педагогике. Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.:ТЦ Сфера, 2004).
-
Почему нет однозначного понимания качества образования? Образование – результат Образование – процесс Образование - средство Образование - система
-
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ это интегральная характеристика системы образования, отражающая степеньсоответствияреальных достигаемыхрезультатов нормативным требованиям (пр.всего стандарту), социальным и личностным ожиданиям
-
Первая группа противоречий – это противоречия между массовым характером образования и его качеством. Вторая группа противоречий связана с постановкой целей образования
-
Документы ЮНЕСКО Доклад «Образование: скрытое сокровище» Учиться узнавать Учиться делать Учиться жить вместе Учиться быть О понимании качества образования
-
В.С. Собкин: мнения учителей о целях школьного образования
-
Задание Изучить текст «Современная школа: поиск понимания смысла деятельности» и дать оценку деятельности конкретной школы в данном контексте
-
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ как средство повышения качества образования «…Конечным образовательным результатом общего образования является мобильная, разносторонне развитая личность, способная адаптироваться в современном жизненном пространстве. Личность может быть охарактеризована следующими качествами: направленностью, познавательными, трудовыми, эстетическими качествами, коммуникативностью и физической подготовкой. Развитие личности – главная задача образования, которая реализуется средствами учебных предметов, каждый из которых в той или иной степени направлен на развитие определенных качеств личности. Сформированность этих качеств является основным компонентом образовательных результатов…» Из концепции 2-го поколения стандартов
-
Какими могут быть новые образовательные результаты?
Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений
-
развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
-
В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала
-
Жизнь не похожа на учебные задачи. Каждая жизненная проблема новая. Чему надо научить детей? формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов
-
В советском обществе идеалом работника был исполнитель. Современная эпоха требует созидателя. развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации
-
Большое дело не сделать в одиночку. формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение
-
Население России сокращается. Многие эксперты считают, что ей не выжить без помощи иммигрантов развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения
-
Качество образования
Образовательные результаты Образовательные результаты Образовательные эффекты Знания, умения и навыки Развитие способностей учащихся Развитие способностей учащихся Знания, умения и навыки ТШ РО
-
2. Оценка качества образования
-
Уровни оценки качества образования
Международный Международные исследования в области качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS, CIVIC, LES, SITES и др., а также международные предметные олимпиады) Эти исследования позволяют оценить состояние системы образования в общероссийском и международном контексте, выявить сильные и слабые стороны российского образования, наметить более эффективные пути достижения целей
-
Федеральный (ЕГЭ, мониторинговые исследования) Цели: Получение регулярной информации о качестве образовательной подготовки школьников России по предметам федерального компонента базисного учебного плана Выявление тенденций в изменении качества общеобразовательной подготовки школьников России Определение факторов, влияющих на качество общеобразовательной подготовки школьников
-
Региональный (Региональные программы мониторинга, в т.ч. аттестационные процедуры) Цели: Получение наглядного представления об уровне обученности учащихся в каждой школе по основным предметам на всех ступенях образования; Выстраивание рейтинга школ по ступеням образования и предметным областям; Уточнение представления об уровне образования в негосударственных ОУ; Выявление особенностей обучения в ОУ разных типов и совокупности школ Сопоставление оценки учителей и полученных результатов независимой экспертизы
-
Локальный (внутришкольный) Наиболее часто встречающиеся направления мониторинговой деятельности школы: Состояние здоровья детей; Уровень воспитанности учащихся; Качество образования в целом; по предметам; по учителям; Участие родителей в делах ОУ; Мнение родителей, учащихся о работе ОУ, качестве образования; Эффективность управленческой деятельности и методической работы
-
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (ОСОКО)
это совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и выявление факторов, влияющих на образовательные достижения
-
НАПРАВЛЕНИЯ ОСОКО
Общее образование Профессиональное образование Начальная школа (1-4 классы) Основная школа (5-9 классы) вузы Старшая школа (10-11 классы) ссузы Аттестация и диагностика Федеральный мониторинг Международные мониторинговые исследования НПО
-
Объекты оценки: 1. Учебные и внеучебные достижения обучающихся 2. Деятельность педагогических и управленческих кадров 3. Образовательные программы 4. Деятельность образовательных учреждений 5. Муниципальные системы образования 6. Региональная система образования
-
Оценка качества образования предполагает: 1. Выбор критериев оценки 2. Определение составляющих критерий показателей (показатели раскрывают содержание критерия) 3. Индикаторы (измерители), позволяющие определить степень проявления каждого показателя
-
Критерии и показатели оценки качества образования
Качество образовательных результатов Образовательные результаты учащихся Условия достижения образовательных результатов Цена достижения образовательных результатов Объекты качества образования
-
-
-
-
-
Задание Продумать и сформулировать набор индикаторов, указывающих на степень проявления того или иного показателя
-
Процедуры оценки качества: Государственная итоговая аттестация выпускников Лицензирование образовательной деятельности Государственная аккредитация образовательных учреждений Статистические и социологические исследования органов контроля и надзора в сфере образования Аттестация педагогических и руководящих работников Внутришкольный контроль Самоанализ через открытые доклады школ, муниципальных и региональной систем образования Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов
-
Качество образования Соответствие ожиданиям, потребностям личности, общества, государства Цели образования Качество условий Качество нормативно-правовой базы Качество кадрового потенциала Качество научно-методической работы Качество материально-технической базы Стимулирование педагогического труда Психологический климат в ОУ Качество управления Качество УВП Качество содержания образования Качество преподавания Качество учения Качество результата Уровень обученности Уровень владения творческой деятельностью Уровень воспитанности Уровень психического, интеллектуального, социального развития Уровень социальной адаптации и социальной защищенности Состояние здоровья Сформированность ключевых компетенций мера реализации потенциальных возможностей личности Управление качеством образования
-
2. Мониторинг в системе управления качеством образования
-
Презентация систем мониторинга в образовательных учреждениях (из опыта работы)
-
Что такое мониторинг?
Общий смысл: Мониторинг – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями Мониторинг – это средство сбора достоверной информации для принятия управленческого решения
-
Мониторинг в образовании
Мониторинг качества образования это система сбора, обработки, хранения и распространение достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и оценок достижений Образовательный мониторинг система организации сбора, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающий непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития
-
Зачем школе нужен мониторинг?
Мониторинг как процесс сбора достоверной информации необходим для принятия управленческих решений в школе, направленных на повышение эффективности образовательной системы (систем), реализуемой (ых) в конкретном ОУ
-
Задание Изучить виды мониторинга и, проанализировав информацию о школе, определить, какой мониторинг необходимо провести в данном конкретном случае
-
Управленческая деятельность
В традиции советской школы: на первом плане был контроль (формы и методы весьма детально разработаны)
-
Чем мониторинг отличается от внутришкольгого контроля?
Основная функция мониторинга не функция контроля, а функция слежения. Мониторинг может быть использован в качестве средства постоянного сбора информации об объектах внутришкольного контроля. Мониторинг – предполагает НЕ ЕДИНЫЙ сбор информации, а ПОСТОЯННЫЙ по ОДНИМ и ТЕМ ЖЕ показателям с целью выявления ДИНАМИКИ изменений
-
Основные недостатки реализации мониторинга в школахРоссии
Выбор объектов мониторинга ПРОИЗВОЛЕН; Используется НЕ вся информация, НЕ отражает всех достижений и проблем в деятельности учреждения; НЕ устанавливаются четкие сроки проведения мониторинга (носит периодический характер); Часто НЕ ясна цель проводимых измерений и нет потребности в получении информации; Информация собирается, но НЕ анализируется
-
Объекты педагогического мониторинга-школа;-учитель;-ученик;-администрация.
-
Цели педагогического мониторинга:
-сохранение и стабилизация образовательной системы; -развитие, совершенствование образовательной системы.
-
Задачи педагогического мониторинга:
-получение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе; -совершенствование организации образовательной деятельности; -стимулирование творческого профессионального роста учителей; -анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы; -создание единого информационного пространства в образовательном учреждении.
-
-целостность; -системность; -оперативность; -соответствие целей мониторинга средствам его организации; -научность; -открытость и доступность результатов; Принципы
-
Этапы педагогического мониторинга:
1.Нормативно-установочный; 2.Деятельностно-технологический; 3.Итогово-аналитический.
-
Основные направления:
1.Ресурсное обеспечение образовательного процесса; 2.Содержание обучения; 3.Структура образовательного процесса в школе; 4.Результаты образовательной деятельности.
-
Типология мониторинговых исследований.
Организация: -входной мониторинг; -текущий; -итоговый мониторинг; -пролонгированный. Содержание: -мониторинг обученности учащихся; -социологический мониторинг; -мониторинг здоровья; -психологический мониторинг
-
Способы и каналы получения информации в ходе мониторинга
Анализ статистических данных Анкетирование Экспертное оценивание Анализ документов Заключения, решения и оценки официальных структур
-
Задание Рассматривая мониторинг в образовании как «систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и показывающая динамику его развития», ответьте на вопрос: какие направления деятельности Вашего образовательного учреждения нашли отражение в системе мониторинга? (Другими словами, какая именно информация на уровне школы собирается, анализируется и используется в процессе управления ОУ?).
-
Задание Проанализируйте, какую информацию (о чем) вы ежегодно собираете о деятельности образовательного учреждения? Для кого вы собираете эту информацию? Куда вы ее представляете и в каком виде? Какие управленческие решения принимаются по результатам анализа представленной информации? Можно ли отнести эту информацию к мониторинговой? Ответы на поставленные вопросы занесите в таблицу:
-
-
Для информирования субъектов образовательного процесса о результатах внутришкольного контроля используются СМИ, дни открытых дверей, круглые столы, семинары (межрайонные, районные, городские) Формы презентации результатов мониторинга: сайт школы информационный стенд о достижениях учеников и учителей папка для родителей «Родителям о школе», которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например, в вестибюле школы информационный школьный бюллетень (или школьная газета), буклеты по различным направлениям мониторинга деятельности образовательного учреждения подготовка статистических отчетов для органов управления образованием.
-
Принятие управленческого решения
-
Задание. Проанализировать пакет локальных актов школы, предложить алгоритм проведения мониторинга в школе
-
Примерный алгоритм мониторинговых исследований в школе Принятие решения о проведении мониторинговых исследований Определение круга лиц, которые будут проводить мониторинг Формулирование целей и задач мониторинга Выбор объектов мониторинга Отбор критериев и показателей оценки объектов мониторинга Подготовка к сбору информации об объектах: определение источников сбора данных, методов сбора, обработки и накопления информации Сбор информации Обработка информации, доведение ее до заинтересованных лиц Принятие управленческих решений Организация хранения информации
-
Д.З. Разработать проект плана проведения мониторинга в школе (сдать для отчета)
-
Творческих успехов, уважаемые коллеги!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.