Содержание
-
Педагогический опыт Повышение мотивации студентов к производственному обучению через применение технологии мастерских Орлов А.М.- мастер производственного обучения ГБОУ СПО ВО «Муромский промышленно-гуманитарный техникум» Стаж – 10 лет Категория: высшая
-
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение А. Дистервег
-
Актуальность
Развитие профессионального образования должно стать частью процесса модернизации экономикиПрезидент Российской Федерации Д.А. Медведев
-
Из проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Изменение уровней профессионального образования; Введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ; Модернизация системы подготовки рабочих кадров специалистов среднего звена.
-
Цель
Развитие познавательных интересов студентов, реализация их творческого потенциала и социализация выпускника через технологию мастерских
-
Задачи
Изучить и проанализировать существующую методическую литературу, педагогический опыт по теме «Технология мастерских»; Разработать диагностический инструментарий по изучению мотивационной сферы личности студентов; Создать условия для повышения эффективности производственного обучения через организацию технологии мастерских в рамках учебной, внеурочной и внеклассной работы; Через технологию мастерских развивать познавательные навыки студентов, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Способствовать развитию критического и творческого мышления студентов.
-
Ведущая педагогическая идея
Учиться быть– значит, заботиться о своем здоровье. Технология мастерских является здоровьесберегающей, так как подразумевает субъект-субъектные отношения учителя и ученика, что обеспечивает комфортность, бесконфликтность, успешность в обучении. Учиться знать– создавая деталь, ученик учиться выбирать пути и средства для достижения цели, темп работы, разрабатывать алгоритмы, пользоваться различными источниками информации. Учится уметь – в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей технология мастерских дает возможность научиться работать в группе, работать с информацией, самостоятельно решать проблемы. Учиться жить вместе– работая над проектом, ученики учатся сотрудничать, уважать других.
-
Новизна опыта
Мотивация обучающихся – основа их осознанной и успешной деятельности. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности предполагает работу по обеспечению взаимосвязи содержания материала и методических подходов с потенциалом учащихся. Новизна опыта состоит в усовершенствовании известных методов обучения, предлагаемых А.Гином (ТРИЗ), Г.Селевко.. Использование технологии мастерских позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, придает новую окраску педагогическому общению, способствует повышению мотивации учащихся к производственному обучению и самореализации учащихся.. Кроме того, в работе рассматриваются инновационные подходы к оценке деятельности учащихся: ранговая оценка (рейтинг), портфолио.
-
Технология опыта
Системная работа по созданию условий для профессионального обучения включает несколько этапов: 1 этап– диагностика личностных качеств студентов (проводится регулярно) 2 этап– производственное обучение 3 этап– внеурочная и внеклассная работа со студентами 4 этап– социализация и профессиональное самоопределение студентов
-
Создание условий для повышения эффективности производственного обучения через организацию технологии мастерских
-
Диагностика личности
Изучение мотивационной сферы личности Наблюдение Тестирование Анкетирование
-
Профессиональное обучение
Технология мастерских – технология, которая охватывает большую или меньшую часть содержания производственного обучения, состоит из ряда заданий, которые направляют работу студентов в нужное русло, но внутри каждого задания обучающиеся абсолютно свободны: осуществляют выбор пути исследования, средства для достижения цели, темпа работы и т.д.
-
Основные методические приемы
алгоритм индукция самоконструкция социоконструкция разрыв
-
Алгоритм
это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности студентов.
-
Алгоритм А-1
Панель (этап актуализации знаний в данной области) - выделение проблемы: определить способы обработки детали и применить знания на практике - работа со справочной литературой: изучить технологию обработки детали - обсуждение в парах: изучить и обсудить достоинства и недостатки способов обработки детали
-
Алгоритм А-2
Представление проблем - представление вопросов группе и выбор проблемы для исследования: выбор продуктивного способа обработки детали - каждая пара представляет группе свое понимание проблемы - формулирует гипотезу решения проблемы - выбор в группе наиболее вероятной гипотезы - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - формулирование выводов.
-
Алгоритм А-3
Представление результатов работы пар - составление и обмен вопросами по представленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов - составление группами серии заданий на применение результатов их поиска - обмен заданиями между группами - знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.
-
Индукция
индукция (индуктор)- проблемная ситуация в технологии мастерских. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние студента, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Например: практическое занятие по теме: «Нарезание крепежной резьбы».
-
Самоконструкция
индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, чертежа. Например: «Рабочий чертеж детали»
-
Социоконструкция
Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция. Например: Конкурс профессионального мастерства
-
Разрыв (озарение, инсайт, понимание)
Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Например: «Заточка режущего инструмента». Студенты для решения проблемы правильной заточки режущего инструмента должны воспользоваться справочной литературой.
-
Внеклассная работа
-
Спецкурс «Введение в материаловедение»
Цель: формирование интереса к изучению специальных дисциплин, развитие технического творчества, познавательной активности, усвоение студентами знаний о составе, структуре, свойствах, марках металлических сплавов, неметаллических материалов и условиях применения их в промышленности быту. факультативного курса "Обработка материалов резанием"
-
Факультативный курс "Обработка материалов резанием"
Цель:формирование знаний о процессах резания материалов и о структуре и тенденциях развития современных видов обработки на производстве; понимание внутренней логической связи между физико-химическими явлениями в процессах получения материалов и формообразующими свойствам.
-
Способы и приемы технологии мастерских, способствующие формированию мотивов?
Новый материал должен лишь предлагаться студенту, но не навязываться. Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства студентов. На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Студент имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками. Мастер - для студента, а не студент для мастера. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
-
Новые подходы к оценке деятельности учащихся
Портфолио Ранговая шкала (рейтинг) Самооценка Синквейн Поощрения (грамоты, медали, призы) Дескриптивная оценка(описательная) Не только отметка, но и оценка («интересно», «здорово», «спорно»)
-
Результативность
Практическое использование технологии мастерских способствует повышению уровня учебной мотивации, что в свою очередь положительно отразилось на результатах обучения.
-
Диагностика уровня тревожности
-
Отношение к производственной практике
-
Мотивы производственной деятельности
-
Динамика профессионального роста
-
Мониторинг успеваемости студентов на уроках производственного обучения
15.03.2021 99,6% 99,7% 100%
-
Качество знаний студентов
15.03.2021
-
Количество выпускников, получивших дипломы с отличием
-
Региональные мероприятия
областная олимпиада по профессии «Токарь» (Бауров Д. – I место, Климовцов П. – II место) областная олимпиада профессионального мастерства среди учреждений СПО по специальности «Металлообработка» (Бауров Д. - I место) - областная олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Токарь», г. Владимир, II место обучающийся Урлин Михаил, III место – обучающийся Иголкин Андрей; - межучилищный конкурс профессионального мастерства по профессии «Токарь» между командами ПЛ №1 г. Ковров и ПЛ №37 г.Муром - I место;
-
областной конкурс профессионального мастерства среди молодых рабочих «Золотые руки», г. Владимир, 1 место - обучающийся Кузьмин Михаил; II место - Сазанов Александр; областная олимпиада профессионального мастерства по профессии «Токарь» г. Муром. I место - Бауров Дмитрий, II место Климовцов Павел. Областная олимпиада профессионального мастерства среди учреждений СПО г. Муром. Бауров Дмитрий - победитель практической части конкурса. областной конкурс профессионального мастерства по профессии токарь «Мастер золотые руки» среди молодых рабочих Бауров Дмитрий занял III место.
-
Всероссийские мероприятия
Всероссийская олимпиада профмастерства среди обучающихся по профессии «Токарь», г.Чебоксары, III место- обучающийся Кузьмин Михаил (президентский гранд ЗО тыс.руб.)2011год; финал окружного конкурса профессионального мастерства «Мастера Центральной России» среди обучающихся по профессии «Фрезеровщик» г. Рязань — обучающийся Сазанов Александр победитель в номинации «За лучшую организацию рабочего места»;
-
Трудоустройство выпускников техникума
15.03.2021 13% 46% 41%
-
Адресная направленность
Опыт данной работы, сложившийся в процессе работы в техникуме, адресован мастерам производственного обучения. Предлагаемые материалы помогут мастерам производственного обучения использовать в своей деятельности технологию мастерских и стимулировать студентов к творческой деятельности. Материалы могут быть использованы мастерами, интересующимися вопросами развития личности обучающихся, поскольку при проектировании уроков производственного обучения необходимо учитывать возрастные особенности и направленность личности студентов. Диагностика мотивационной сферы - необходимое условие для проектирования учебно-методического комплекса для включения обучающихся в познавательную деятельность.
-
Благодарим за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.