Содержание
-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП
Алмазова А.В. Старший воспитатель МДОУ№21 г.Волжска РМЭ
-
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка и проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.
При тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.
-
При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью специальных приспособлений (костылей, канадских палочек и т. д.). При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами.
-
Диагностика детей с ДЦП.
При обследовании детей с ДЦП старше 3 — 4 лет наряду с наблюдением широко используются экспериментально-психологические методики, направленные на выявление нарушений в формировании восприятия, пространственных и временных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Эти методики описаны в работах по психодиагностике нарушенного развития (С. Д. Забрамная, Е. А. Стребелева и др.).
-
Подготовительная работа воспитателя к приходу ребёнка с ДЦП.
Воспитатель приносит в группу большую куклу, у которой забинтована рука или нога. Воспитатель организует и проводит с детьми с привлечением куклы Кати различные игры, занятия. Только после того, как воспитатель убедится, что у детей сформировалось бережное отношение к кукле и они научились оказывать ей помощь при выполнении всех режимных моментов и проведении игр и занятий, в группу приглашают ребенка с двигательными нарушениями.
-
Формирование навыков самообслуживания.
На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.
-
Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи.
-
Очень важно обучить ребенка различным действиям во время одевания. Вначале надо научить ребенка расстегивать большие пуговицы, затем мелкие. Потом все эти навыки закрепляют в играх на кукле (раздевать, одевать ее) и после закрепления переносят их на самого ребенка.
-
Представление об окружающем и развитие речи.
Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним — тогда постепенно у ребенка растет словарный запас. Необходимо проводить систематические занятия по развитию речи и постоянно побуждать детей произносить те или иные слова, строить элементарные фразы.
-
Для развития представлений об окружающем большую роль играют специальные занятия с использованием картинок. Для ребенка с ДЦП важно, чтобы картина была четкой, достаточно крупной и располагалась в поле его зрения.
-
Пространственные представления у детей с церебральным параличом
На первом этапе работы у ребенка последовательно формируют пространственную дифференциацию самого себя, представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, учат ориентации в пространстве. На втором этапе формируют пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности. На следующем этапе эти упражнения проводятся на кукле, потом на картине, по рисунку. Ребенок сидит лицом к зеркалу, обводит пальцем контур лица, глаз, носа, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.
-
Развитие сенсорных функций.
Развивая зрительное восприятие у ребенка с ДЦП, надо помнить о тренировке движений глаз в поиске предмета, в прослеживании и зрительной фиксации его.
-
Игра
Игры требуют соблюдения дисциплины. Надо стремиться к тому, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка. Именно в игре дети получают первый опыт общения друг с другом, у них развиваются общественные формы поведения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.