Содержание
-
Адаптированная образовательная программана ребенка с ДЦП
Авторы: педагог-психолог МДОУ № 5 «Гнездышко» ЯМР Разумова Ю.Н, педагог-психолог МДОУ № 18 «Теремок» ЯМР Водяницкая Т.Н.
-
Актуальность
В настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться в социуме, и усваивать школьную программу. Важно создать психолого-педагогические условия для успешной социальной адаптации ребенка с ДЦП в обществе.
-
Цель программы
Создание условий для развития личностной, эмоционально-волевой, познавательной сферы ребенка с ДЦП для успешной социализации в обществе.
-
Задачи
Развивать познавательные процессы: восприятие, память, мыслительные операции, внимание, пространственно-временные представления, общую и мелкую моторики. Обучать игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. Снижать эмоциональное и мышечное напряжение. Развивать коммуникативные навыки со сверстниками и взрослыми. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям, воспитывающих ребенка с ДЦП.
-
Методологическое обоснование
Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: «Коррекционно -развивающее обучение и воспитание» / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста» / Н.В. Симонова
-
Детский церебральный паралич (ДЦП)
обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями
-
Психологические особенности детей с ДЦП
Ряд авторов связывают нарушения познавательных процессов при ДЦП с нарушениями моторики (BottaN., Botta P., 1958; Абрамович Лехтман, 1962; 1965; Ипполитова, 1967; Данилова, 1969; 1977; Поппандова, 1971; Мастюкова, 1973; Симонова, 1981 и др.). В исследованиях этих авторов подчеркивается, что нарушения восприятия предметов, зрительно-пространственной ориентировки при ДЦП обусловлены двигательной недостаточностью, и с увеличением степени тяжести дефекта эти нарушения более выражены. Авторами предлагались специальные коррекционные воздействия по формированию пространственных функций.
-
Нарушения личностного развития детей с ДЦП
пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание ребенка с ДЦП и реакция родителей на физический дефект.
-
Планируемые результаты
1.Сформирован познавательный интерес и активность, , повысилась мотивация к деятельности; сформированы начальные пространственные представления. 2.Сформированы различные формы общения и взаимодействия со взрослыми и детьми 3.Активизирована сенсорная активность (зрительное, слуховое, тактильно- кинестетическое восприятие); стабилизировалось эмоциональное и мышечное напряжение 4.Улучшения в развитии мелкой моторики. 5. Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка с ДЦП
-
Психолого-педагогическая работа с ребенком ДЦП включает 2 ступени:
I ступень - включает воспитание детей в возрасте от 2 до 4 лет. На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития и проводится работа к усвоению программ II ступени. II ступень — основная, включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи дошкольного образования, и формируется готовность к школьному обучению.
-
1 ступень
На 1 ступени реализуются программа «Сказка», где на первый план выступают задачи формирования коммуникации и первичных познавательных интересов. Эта программа была разработана педагогом В. М. Ивановой. Детей сразу обучают не только восприятию (слушанию) сказок, но и их драматизации, что в дальнейшем будет способствовать развитию коммуникативной деятельности и сюжетно-ролевой игры. В адаптированной программе 1 блок «Сказка о Маше и Ойке» направлен на формирование первичной коммуникации и развитие духовных и нравственных интересов личности.
-
2 ступень
2-я ступень дошкольного образования предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. На 2-й ступени решается ряд психолого - педагогических задач, позволяющих сформировать коммуникативные, бытовые, когнитивные умения и навыки, необходимые для первичной адаптации в обществе и продолжения образования. 2-3 блок направлены на развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, внимания, пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики; на развитие эмоционально-волевой сферы, снижение эмоционального и мышечного напряжения
-
Условия реализации программы:
программа реализуетсяв течение одного года; 1 раз в неделю, 36 занятий наличие специалиста – педагога-психолога; просторное помещение для работы с родителями и ребенком; методические материалы и средства обучения и воспитания
-
Игры и упражнения:
. рисование кистью, пальчиковая живопись; игры-забавы; игры с игрушками-вкладышами; сюрпризные моменты: чудесный мешочек, показ больших мягких игрушек; переодевание в героев игр; игры с речевым сопровождением; упражнения на дыхание; игры с музыкальными игрушками; игры с картинками; коммуникативные игры
-
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ДЦП
Цель: оказание психологической помощи и поддержки родителям, воспитывающим ребенка с ДЦП. Задачи: Повышение психологической компетентности родителей. Обучение приёмам и навыкам эмоциональной саморегуляции. Формирование позитивного мышления у родителей
-
Мониторинг.
Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных характеристик. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного и интеллектуального развития. Сам процесс обследования необходимо проводить в форме игровой деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на двигательные возможности ребенка с ДЦП
-
Благодарим вас за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.