Содержание
-
Педагогическое общение
-
Педагогическое общение –
это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.
-
Роль общения в пед. процессе:
средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.
-
образовательная воспитательная развивающая Задачи обучения
-
Общение позволяет:
обеспечить визуальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать обстановку коллективного познавательного поиска и раздумий.
-
наладить взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми, формировать познавательную направленность личности, преодолевать психологические барьеры, складываться межличностным отношениям в ученическом коллективе.
-
создавать психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности: преодолевать социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе обучения (скованность, неуверенность, мнительность и т. п.); создавать возможности для выявления и учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; осуществлять социально-психологическую коррекцию в развитии и становлении важнейших личностных качеств.
-
Уровни педагогического взаимодействия
Взаимодействие человека с самим собой. Взаимодействие человека с другим человеком. Взаимодействие с определённой системой.
-
Самопознание, самопроектирование, самоанализ, самооценка.
-
Уровни общения
Другая личность более значима Равноправность партнёров Мнение другой личности не играет никакой роли
-
Ученик выступает в непосредственное взаимодействие с совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является школьный коллектив.
-
Виды взаимодействия педагога учитель - "Я" учитель - учитель учитель - ученик учитель - группа учащихся учитель - ученическое самоуправление учитель - родитель
-
Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия:
взаимопознание; взаимопонимание; взаимоотношение; взаимовлияние. Л.В. Байбородова
-
Типы взаимодействия:
сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.
-
Диагностика «Дерево взаимоотношений»
Красный цвет – конфликтные взаимоотношения, авторитарный тип общения учителя. Желтый цвет – индифферентный тип взаимоотношений, неконфликтная модель общения; Зеленый цвет – взаимоотношения активного взаимодействия, сотрудничества и диалога.
-
-
-
Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (педагоги) Для анализа и оценивания уровня педагогического взаимодействия в нашем коллективеучителям предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ.
-
1. Нуждаетесь ли вы в подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме? 13+0- 2. Предпочитаете ли вы беседу эмоциональному рассказу? 13+0- 3. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (за кафедрой)? 1+12- 4. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами? 9+4- 5. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся? 13+0- 6. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока? 6+7- 7. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция учащихся: гул, шум, оживление? 3+10- 8. Повышаете ли вы голос, делаете паузу, если почувствовали невнимание к себе со стороны учащихся во время урока? 13+0- 9. Предпочитаете ли вы, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы? 10+3- 10. Замечаете ли вы изменения в настроении учащихся? 12+1- 11. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока? 11+2- 12. Отвечаете ли вы сразу на реплики учащихся? 9+4- 13. Стремитесь ли, задав вопрос, самостоятельно на него ответить? 1+12- 14. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени? 1+12-
-
-
Анализ взаимодействия «учитель – ученик» (ученики) Учащимся предлагалась анкета, где они прочитав каждый из вопросов теста, отметили символом «+», если могут согласиться с утверждением, и знаком «–», если дают отрицательный ответ. Все вопросы рассматриваются по отношению к конкретному учителю. Фамилия учителя нигде не указывается.
-
1. Во время объяснения учебного материала учитель, как правило, находится за учительским столом (кафедрой). 28 +,7- 2. По ходу урока учитель часто приводит примеры из жизни, иллюстрируя сказанное. 20+,16- 3. Учитель, как правило, ведет объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей. 12+,27- 4. Учитель часто вовлекает учащихся в обсуждение темы урока. 29+,8- 5. Учитель поощряет учащихся, если они вступают в диалог с ним во время объяснения темы урока. 22+,15- 6. Учитель удачно шутит в ходе урока. 24+,12- 7. Учителя выводит из себя любой шум, гул, оживление в классе. 8+,28- 8. Если учитель чувствует невнимание к себе, то он часто повышает голос или делает паузу. 17+,19- 9. Учитель приветствует, если учащиеся задают вопросы во время объяснения материала. 33+,4- 10. Учитель сразу отвечает на любую реплику. 20+,16- 11. Учитель замечает изменения в настроении учащихся. 21+,8- 12. Учитель использует при объяснении эмоциональный рассказ. 15+,22- 13. Учитель часто увлекается монологом, и ему не хватает времени на уроке. 5+,31- 14. Учитель признает право учащегося на ошибку. 32+,6-
-
-
-
Возможные пути улучшения педагогического взаимодействия С чего начинается взаимодействие учитель – ученик? Что делает учитель, заходя в класс? На что обращаем внимание в первую очередь? Речь человека, его внешний вид, настроение.
-
Условия успешного взаимодействия
Умение выбрать подходящий способ поведения по отношению к ученику; Единые требования, контроль; Уважение к чувствам ребенка, его желаниям и интересам; Педагогическая этика, тактичность и внимание со стороны педагога; Положительное отношение к критике; Расширение кругозора преподавателя; Стимулирование учеников поощрением; Контроль за собственными негативными эмоциями (гнев, раздражение, злость, досада); Опора в работе на группы детей; Отстаивая собственные интересы, принимать во внимание нужды и желания другой стороны.
-
Повышение психолого-педагогической компетентности педагога
Овладение педагогической этикой и тактом; Освоение эффективных педагогических технологий; Соблюдение единства требований; Собственная дисциплинированность; Контроль собственного эмоционального состояния, умение владеть собой; Овладение приемами общения; Повышение обшей культуры педагога.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.