Содержание
-
«Подвижный» способ обучения Шульгина Елена Анатольевна, учитель начальных классов
-
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж.Ж.Руссо
-
Цель:
Создание условий для физического, психического и социального здоровья учащихся
-
Методы обучения
Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели. Под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. образования, воспитания и развития личности.
-
В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляютсяих общие черты, особенности и предлагаются разные классификации.
-
Известный дидакт Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
-
Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении наиболее практичной представляется классификация, в которой выделяются такие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский и метод проектов.
-
При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю необходимо руководствоваться соответствием методов целям и задачам обучения, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов.
-
Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).
-
Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока. Учитывая все эти факторы, начинать обучение необходимо с «подвижного» метода.
-
Почему я обратила внимание именно на этот способ обучения?
-
Снижение двигательной активности современного человека является фактором, способствующим росту заболеваемости. Гиподинамия приводит к нарушениям всех физиологических систем организма.
-
«Сиди и не вертись!» Кому не знакома эта фраза, услышанная много лет назад в детстве и монополизированная до известной степени родителями и школьными учителями. Между тем наблюдения американского физиолога из Калифорнийского университета Лоуренса Морхауса навели его на мысль, что во время сидения не только можно, но и необходимо ерзать и вертеться, а, встав, переминаться с ноги на ногу.
-
По убеждению ученого все это обеспечивает лучшее кровообращение, питание мозга кислородом, что в свою очередь позволяет избежать быстрого утомления.
-
Калифорнийские ученые из университета в Сан-Диего пришли к выводу: процесс мышления ускоряется, когда человек стоит или неторопливо ходит. Эти специалисты утверждают, что стоящий человек усваивает информацию в 4 раза быстрее, чем сидящий.
-
Использование подвижного способа обучения позволяет:
предотвратить развитие искривлений позвоночника, возникновения плоскостопия, варикозного расширения вен; проводить профилактику близорукости во время учебного процесса; повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечнососудистой системы организма и др.; стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала.
-
Учитывая все это, можно начать обучение за партой нового типа - «конторка».
-
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ, ОБУЧАЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
-
Прежде чем начать урок, надо убедиться, что каждый ученик стоит на своей индивидуальной подставке. 2. Учителю надо систематически перемещаться по классу, чтобы ученик делал больше движений, чаще поворачивался в разные стороны.
-
3. Для восстановления связи между зрением и общим мышечным чувством надо весь урок строить в режиме «динамических поз» 4. Во время урока динамика поз достигается тем, что ученики 10-15 минут пишут сидя, а затем такое же время читают стоя. Желательно, чтобы в течение всего урока используемые учителем схемы, картины, слайды, кинофрагменты, таблицы размещались поочередно на всех классных стенах, что также приводит к динамике поз.
-
5. При проведении опроса учитель должен стремиться к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаза до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения. 6. Большое значение в успехе имеет личное отношение учителя к новой системе обучения.
-
7. Необходимо знать упражнения, физкультминутки, которые проводятся в течение 2-3 минут на 20-30 минутах урока. Благоприятное воздействие на работоспособность учащихся оказывают музыкальные паузы с танцевальными движениями, которые проводятся на 2-3 уроках. В 1-м классе физкультминутки проводятся на 15-й и 30-й минутах урока. С целью снятия нагрузки с глаз в классе устанавливаются офтальмотренажеры и проводятся микропаузы при утомлении глаз.
-
8. Обучение школьников в положении «стоя» проводится с одновременным раздражением рефлексогенных зон стопы (на специальных ковриках).
-
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕЖИМЕ «ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ» Трудности в учебе в начальных классах могут быть вызваны недостаточным развитием произвольности, низким уровнем памяти, внимания, мыслительной деятельности. Поэтому больше внимания стоит уделять развитию психических процессов у младших школьников, учитывая. возрастные особенности особенности подвижного способа обучения.
-
Работу следует проводить в комплексе (на всех уроках, в системе, регулярно), обязательно учитывать, что развиваем, на каком уроке, в каком положении должен находиться ученик, выполняя задания, на каком этапе урока включены развивающие упражнения.
-
Все задания (упражнения) в условиях подвижного способа обучения, условно делятся на три группы: I. Задания, направленные на развитие памяти, внимания, мышления. II. Задания, направленные на развитие творческого воображения (РТВ). III. Физкультминутки. Все упражнения выполняются в положении сидя, стоя.
-
Первая группа РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (памяти, внимания, мышления) (например: игра «Муха», «Что заметил?», «Хорошо-плохо», ассоциации и др.)
-
Вторая группа ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
-
Уже сегодня многие из нас могут сказать о себе словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, может, жил когда-то в тебе». В этих словах - призыв и предупреждение - надо «лепить человека, пока ум ребенка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира».
-
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выразить свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научить видеть в каждом предмете разные его стороны, умению строить образ, свободно фантазировать, направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. (например: «Камушки на берегу», «Кто кем будет», «Цепочка слов», «О чем думает...», «Кто без кого не может быть» и др.)
-
Третья группа ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ (На регуляцию психического состояния) (например: «Успокоение», «Я расслабляюсь», «Установка на работу», «Полный покой» и др.)
-
ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ (Творческие физкультминутки на координацию движений и психологическую разгрузку)
-
ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ (на общее развитие организма детей) (конечностей, туловища)
-
ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ (Микропаузы при утомлении глаз)
-
Учитывая особенности подвижного способа обучения и системы обучения, по которой работает учитель проводится диагностика умственной деятельности учащихся и сформированности учебной деятельности
-
Итак, представленная технология обучения младших школьников способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала формируется индивидуальное психическое и физическое здоровье каждого ребенка
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.