Содержание
-
«Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы
Новикова Т.Г. АПК и ПРО pptcloud.ru
-
Оценка – это не кнут или не пряник, а просто показатель роста ученика, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития школьника и его оценивания.
-
«У каждого ученика будет «портфолио», то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов». В.М.Филиппов «Комсомольская правда» 14.01.2003
-
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть, то есть сравнение реального положения с нормой.
Ошибки оценивания: Строгость- оценка ниже заслуженной. Мягкость – оценка выше заслуженной. Центризм – усреднение оценки, сведение к середине определенного диапазона.
-
Эффект ореола-тенденция оценивать одинаково по всем сферам деятельности Эффект свежести-оценка на основе недавних событий, а не за весь оцениваемый период Эффект контраста-влияние на оценку выступлений тех, кто был оценен перед данным школьником, гибкий стандарт Атрибуция-использование в качестве результатов деятельности характеристик личности данного школьника.
-
Изменение философии оценки в следующей системе проекций:
Дискретность-непрерывность Фрагментарность-системность Единичность-множественность Количество-качество Жесткость-гибкость Искусственность-естественность Оценка-самооценка
-
Новые подходы к оцениванию и оценке:
Базируются на стандартах обучения Построены на концепции компетентности Основаны на уровне исполнительского мастерства Основаны на конечных результатах обучения «Стандарт-компетентность-исполнительское мастерство-результат»
-
Нововведения в рамках предпрофильной подготовки
Новые методы проведения итоговой аттестации Индивидуальная накопительная оценка, учебных достижений - «портфолио»
-
Философия учебного портфолио предполагает:
Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки учителя на самооценку школьника Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
-
Смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности
Процедура самооценки включает: Разработку учителем четких эталонов оценивания и ознакомление с ними обучающихся; Создание необходимого психологического настроя у обучающихся на анализ собственных результатов; Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны, и они самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты; Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.
-
Функции «портфолио»
Диагностическая-фиксирует изменения и рост за определенный период времени Целеполагания- поддерживает учебные цели Мотивационная-поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей Содержательная-раскрывает весь спектр выполняемых работ Развивающая-обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году Рейтинговая-показывает диапазон навыков и умений
-
Оценка мотивирует:
Когда ученик уверен в ее объективности; Когда ученик воспринимает ее как полезную для себя; Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей; Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь; Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть необходимые условия, то есть места, где их можно продемонстрировать.
-
Портфолио (США)
Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Marzano R.J.) Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. (Valencia, 1990)
-
Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. (Meier, 1991) Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых. (Vavrus. 1991)
-
Цель «портфолио» (США – portfolio assessment)
Аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), «подлинное оценивание» или «оценивание реальных достижений учащихся»
-
Виды «портфолио» США:
Портфолио документации (рабочий) Портфолио процесса Портфолио показательный Портфолио оценочный
-
Портфолио документации (рабочий)
Этот портфолио показывает развитие и рост в обучении учащихся. В нем представлены работы и идентифицированные результаты, собранные на протяжении всего периода обучения. Этот портфолио может включать все, начиная от зарождения идеи до ее воплощения и конечного результата.
-
Портфолио процесса
Этот портфолио включает все документы, отражающие подходы ко всем аспектам процесса обучения. Показывает объединение имеющихся у учащихся знаний и навыков для выполнения различных видов работ (интегративный подход). Отражает рефлексию учащегося на процесс обучения с помощью журналов, записей, отзывов и т.п.
-
Портфолио показательный
Используется для суммирования мастерства учащихся, полученного по определенным направлениям. Включает лучшие работы учащихся, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Включает только законченные работы. Включает электронные отчеты по завершенной работе, фотографии, видеозаписи и т.д. Включает письменный анализ или реакцию учащегося на законченный процесс, определяющий включенные работы.
-
Портфолио оценочный
Собирая оценочный портфолио, учащийся участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания. Процесс сбора работ, выполненных в процессе обучения, является целеустремленным, совместным, саморефлексивным,. Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате. «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать. Используется для контроля роста знаний и навыков учащихся, а также отношений в определенной учебной обстановке.
-
Как создается оценочный портфолио
В классной комнате: Осуществляется обычное сотрудничество. Учащиеся повторно проверяют и пересматривают свою работу. Учащиеся и преподаватели размышляют над работой каждого учащегося и класса в целом. Учащиеся понимают и используют стандарты (критерии), чтобы оценить качество своей и других работ. Учащиеся гордятся своей работой, готовя ее для публикации и выставки.
-
Пример структуры портфолио, используемого в профильном обучении в США
В состав портфолио включается 14 обязательных разделов. Если не выполнен хотя бы один из разделов, учащийся не получает сертификат об окончании обучения. 1. План действий после окончания школы. Учащиеся определяют краткосрочные (на 1-3 года) и долгосрочные (на 5 лет и более) цели жизни и карьеры, анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий. 2. Автобиография. Предлагается проект на выбор учащегося, например, история семьи, ценности и верования, особые взаимоотношения между людьми и т.д. 3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне (стажировка, практика). Учащиеся разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно выполняют проект, демонстрирующий то, чему они научились из предшествующего опыта.
-
4. Этические и социальные вопросы. Учащиеся демонстрируют способности видеть многообразие перспектив, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем через дебаты, редакторское обращение в газете или журнале, через создание проекта. 5. Искусство и эстетика 6. Средства массовой информации 7. Практические навыки 8. География 9. Иностранный язык или билингвальная подготовка 10. Наука и технологии 11. Математика 12. Литература 13. История 14. Физическая подготовка
-
Критерии оценивания портфолио
Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления); Сформированность умений решать задачи; Сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.); Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.); Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
-
Виды портфолио, Россия
Портфолио «Портрет» Портфолио «Коллектор» Портфолио «Рабочие материалы» Портфолио «Достижения»
-
«Портфолио» (Россия)
Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся. (Цели,содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. -М., 2003)
-
Цель «портфолио» (Россия)
выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
-
Механизмы формирования «портфолио»
Создание МЭК Создание в МОС организационной структуры, отвечающей за «портфолио» и вводящей его в действие на своей территории Разработка структуры и содержания «портфолио» Разработка критериальной базы Определение «веса» «портфолио». Установление срока, в течение которого индивидуальные учебные достижения являются актуальными и накапливаются в портфолио Определение ответственных за формирование портфолио учащегося.
-
Построение образовательного рейтинга ученика
Итоговая аттестация (экзамен по русскому языку и математике +два экзамена по выбору с ориентацией на профиль) Индивидуальная накопительная оценка (портфолио)
-
Принципы построения образовательного рейтинга
Открытость Прозрачность Простота Доступность Полнота представления
-
Механизмы комплектования профильных классов с помощью итоговой аттестации и «портфолио»
Зачисление в профиль- ные классы школ Построение образователь- ного рейтинга каждого выпускника Муниципальная экзаменационная комиссия: (4 экзамена: Русский язык, Математика, 2 экзамена по выбору)+ «Портфолио» Выпускники 9-х классов
-
Типы портфолио
«Портфолио документов» «Портфолио работ» «Портфолио отзывов»
-
«Портфолио документов»
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Преимущества: возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
-
Ограничения «портфолио документов»
Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
-
Примерная схема исчисления итоговой оценки портфолио
-
-
Сертификаты индивидуальных достижений
Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, гранты (международного,федерального, республиканского уровней) Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п. (муниципального, городского, окружного, школьного уровней) Сертификаты учреждений дополнительного образования и сторонних организаций, осуществляющих официальное взаимодействие с органами образования.
-
Ранжирование сертификатов индивидуальных достижений
Все достижения выше муниципального уровня, не требуют ранжирования и могут давать право быть зачисленными на избранный профиль вне конкурса Отсчет ведется от самого высоко уровня внутри муниципальной системы образования Приоритетными являются профильные достижения Нижний уровень достижений, учитываемых портфолио, определяется органом, отвечающим за портфолио в МОС
-
«Портфолио работ»
Собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
-
Преимущества «портфолио работ»:
предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
-
«Портфолио работ»
Оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.
-
Ограничения «портфолио работ»
Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
-
«Портфолио отзывов»
Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.
-
«Портфолио отзывов» представляется:
в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
-
Преимущества: Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения: Сложность формализации и учета собранной информации.
-
Удельный вес портфолио в суммарномобразовательном рейтинге ученика, порядок его исчисления
Варианты: Вес портфолио может соответствовать весу 1 экзамена – max 5 баллов; Вес портфолио может соответствовать весу 2 экзаменов – max 10 баллов; Итоговая оценка портфолио определяется максимальным баллом какой-либо одной его составляющей или является интегральной величиной
-
Дополнительные рекомендации заместителю директора
Разработать для учеников, проходящих предпрофильную подготовку, зачетный документ, фиксирующий перечень курсов по выбору, освоенных учащимися; результаты, полученные ими на курсах, а также их участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Эта информация будет учитываться при составлении личного «портфолио» ученика.
-
Рекомендации по плану мероприятий, необходимых для ввода в действие механизма портфолио
-
Литература
1. Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта./Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. –М.:ACADEMIA, АПК и ПРО, 2003,с.70 2. Управление школой:Теоретические основы и методы/ Под ред. Лазарева В.С.-М., 1997, гл.7 Афанасьева Т.П. 3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя . – М., 2000. 4. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. – М.: АПК и ПРО, 2003
-
Желаем успехов!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.