Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 481Выполнила: Чванова Наталья СергеевнаЧелябинск, 2014
-
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
-
Познавательно-исследовательская деятельность
Зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни
-
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую»
-
Цель моей работы – развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментированияДля достижения цели мною были поставлены следующие задачи:1. Углублять представления о живой и неживой природе.2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
-
Ведущие методы руководства познавательно–исследовательской деятельностью дошкольников:– вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;– схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);– содержание или природную закономерность;– метод, стимулирующий детей к коммуникации;– метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий
-
Показатели сформированности исследовательской деятельности (А.И. Савенков):– умение видеть проблему;– умение формулировать и задавать вопросы;– умение выдвигать гипотезы;– умение делать выводы и умозаключения;– умение доказывать и защищать свои идеи;– умение самостоятельно действовать на этапах исследования.Критерии сформированности исследовательской деятельности:– самостоятельность;– полнота и логичность ответа;– правильность выводов и формулировок.
-
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
-Самостоятельность; -Полнота и логичность опыта; -Правильность выводов и формулировок.
-
Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?
-вчера нужен был исполнитель, -сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией
-
Этапы детского исследования:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Выдвижение гипотезы; Поиск и предложение возможных вариантов решения; Обобщение полученных данных.
-
В нашем детском саду открыта лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы. Это дает возможность педагогу:- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам;-использовать интересы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;-не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»).
-
Для положительной мотивации деятельности дошкольника используются различные стимулы:- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);-тайна, сюрприз;-мотив помощи;-познавательный мотив;-ситуация выбора.
-
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – профессором Знайкиным, с оборудованием и правилами поведения. Профессор показывает забавные опыты. Кроме профессора Знайкина к детям в «лабораторию» заходят Незнайка, Капелька, «приплывает» золотая рыбка и другие известные персонажи.
-
Взаимодействие с семьей:
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность. •Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. •Оформление наглядной информации в родительском уголке – Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» – Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» – Рекомендации: «Проведите с детьми дома» В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов. •Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей. Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников
-
Благодаря проведению экспериментов , занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Я стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.Стремлюсь дать не максимум информации, а научить ориентироваться в ее потоке.Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»Становится очевидны, что усваивается все прочно и надолго, когда ребенок, слышит, видит и делает сам.
-
Динамика роста дошкольников в экспериментальной деятельности по методике Л.Н. Прохоровой.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.