Содержание
-
Экспериментирование как основа познавательно – исследовательской деятельности детей в ДОУ
-
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» Климент Аркадьевич Тимирязев
-
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дети учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
-
Цель познавательно – исследовательской деятельности: развитие познавательной активности и способностей детей в процессе экспериментирования.
-
В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
-
Одним из условий решения задач по опытно – экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
-
Создание лаборатории Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; Сотрудничество и целенаправленная работа с родителями.
-
-
Оборудование для исследовательской деятельности. Прозрачные и непрозрачные ёмкости. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл) Резиновые груши разного размера. Пластиковые, резиновые трубочки. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. Пластиковые контейнеры. Рулетка, линейка. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр. Фартуки, щётки, совки. Цветные прозрачные стёклышки. Лупы, зеркала, магниты. Лопатки, грабли, лейки. Схемы этапов работы. Ландшафты с объектами природы: река, поле, лес, горы.
-
Материал, подлежащий исследованию: Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель. Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
-
Особенности организации работы по экспериментированию в разных возрастных группах Первая младшая группа дети экспериментируют с предметами, рассматривают объекты делают кратковременные наблюдения отвечают на простейшие вопросы выполняют простейшие поручения Вторая младшая группа способны улавливать простейшие причинно-следственные связи появляется вопрос «почему?» пытаются сами отвечать на вопросы реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнением правил безопасности не могут Средняя группа -действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные - необходим визуальный контроль взрослых в целях безопасности и поощрения воспитанников - начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений - можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования
-
Старшая группа - воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы - даются задания по прогнозированию результатов - опыты проводятся поэтапно - фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы - вводятся длительные эксперименты - хорошо запоминают правила безопасности, но могут их забыть Подготовительная к школе группа - проведение экспериментов – норма жизни - проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезы, проверяют их истину, умеют от неё отказаться - проявляют инициативу - могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений - самостоятельно убирают оборудование после опытов
-
Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской организуется следующим образом. с детьми II младшей группы – 1 раз в неделю по 15 минут с детьми средней группы – 1 раз в неделю по 20 минут; с детьми старшей группы – 1 раз в неделю по 25 минут. с детьми подготовительной группы – 1 раз в неделю по 30 минут.
-
Экспериментальная деятельность осуществляется с небольшими подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу: работать с детьми малыми подгруппами (учитывая интересы детей); использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей; не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …) Данная деятельность проводится в свободное от занятий время в I или II половине дня, что прописывается в календарных планах воспитателей с учетом перспективного плана работы.
-
Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения: Постановка, формирование проблемы (познавательная задача); Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов (если это необходимо); Вопросы детей. Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы: 1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта); 2. тайна, сюрприз; 3. мотив помощи; 4. познавательный мотив (почему так?); 5. ситуация выбора.
-
Требования предъявляемые к проведению опытов Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать?) Чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один – опытный, другой – контрольный. Например: одни посевы поливать, другие – нет. Необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети осознали до конца и убедились в правильности выводов, а так же чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса. При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.
-
Опыты и эксперименты Наиболее интересны для детей опыты – эксперименты. Опыты – слово фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
-
Опыт «Почему не тонут корабли» Экспериментирование «Свойства камня» Опыт «Что тяжелее камень или стекло?»
-
Экспериментирование «Всё ли растворяется в воде?»
-
-
-
Опыт «Превращение шишки»
-
Наблюдение за ростом растений
-
Опыт «Как обнаружить воздух»»
-
ОПЫТ «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
-
ОПЫТ «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
-
ОПЫТ «Почему утка не тонет?».
-
ОПЫТ «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
-
ОПЫТ «Тонет – не тонет».
-
В процессе экспериментирования дети учатся: Видеть и выделять проблему; Принимать и ставить цели; Решать проблемы; Анализировать объект и явления; Выделять существенные признаки и связи; Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; Осуществлять эксперимент; Выдвигать гипотезы, предложения; Делать выводы.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.