Содержание
-
Использование элементов арт-терапии в работе учителя-логопеда.
Выполнила: учитель-логопед МБДОУ «ЦРР – д/с №12» Паршина М.В.
-
1. Артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит собачка, высунув широкий язычок»)
-
Бегемотик Мотя – это мягкая игрушка, которая одевается на руку. Голова сшита таким образом, что можно вложить руку с тыльной стороны и управлять ртом и языком. Логопед, манипулируя этим языком, демонстрирует артикуляционные движения, уклады. При этом он дает возможность детям ощупывать язык игрушки, подключая к работе тактильный анализатор. Бегемотик может менять мимику и с его помощью можно демонстрировать различные эмоции.
-
2.Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
-
Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной вы-разительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка. У дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, на ряду с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, бедностью словаря, трудностью построения фразы, аграмматизмом, наблюдается нарушение целого ряда просодических элементов речи (речевое дыхание, интонация, темп, ритм, мелодика, дикция, тембр, мимика, ударение, пауза, рифмовка), недостаточное понимание значения слов, фразеологических оборотов речи. Отсюда – интонационно - монотонная и лексически невыразительная речь.
Упражнение на развития речевой интонационной выразительности Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение). Логопед называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т.п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).
-
3. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением», совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
-
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:• становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;• развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;• воспитание чувства ритма и темпа;• формирование слухового внимания, восприятия и памяти;• развитие физиологического и речевого дыхания;• активизация речевых процессов;
Упражнение «ЗА ГРИБАМИ» Цель: Координация речи с движениями; развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать», « срывать», « собирать». Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.) Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые Рыжики срывали. грибы.) Лисичка бежала, (Бегут, собирают воображаемые грибы.) Лисички собирала. Скакали зайчатки, (Скачут стоя, срывают грибы.) Искали опятки. Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.) Мухомор раздавил.
-
4. Коррекционно-развивающие игры на:- развитие памяти с расширением словарного запаса - слуховое восприятие;- логическое мышление;- ассоциативное мышление - грамматику - звуко-слоговую структуру -воображение -развитие мелкой моторики - лексику
-
Коррекционно- развивающие игры способствуют развитию речи детей: они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов.
Игра «Потерянные вещи». «В городе открылся стол находок. Человек, потерявший вещь, может обратиться в стол находок, но ему нужно точно рассказать о том, какая вещь потеряна , какого она цвета, формы и т.д, не говоря её названия.» Упражнение на развитие воображения. «Предположим, что…» Логопед предлагает детям предположить, что меховая шапка – это пушистый котенок, кожаный ремень- змея, серая рукавичка –мышонок. Дети должны отнестись к данному предмету, как к живому существу: погладить, прижать к себе, попытаться согреть своим дыханием или с испугом и отвращением оттолкнуть предлагаемую вещь, отбежав в сторону.
-
5. Упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы
-
Игра «Пантомима».Цель: игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).
Игра «Что было бы, если бы…» Цель: развивать способность выражать различные эмоции. Логопед показывает детям сюжетную картинку, у героя отсутствует лицо. Детям предлагается назвать эмоцию, подходящую к данному случаю и почему. После этого предлагается изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал весёлым и т.д. Игра « Крошка-Енот» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости), а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики.
-
Упражнение «Мышки»
Логопед читает стихотворение, а дети показывают все эмоции и жесты мышек. Мышки проснулись, открыли глазки, а на улице дождь. Сначала они удивились, потом глубоко возмутились. Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись, Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все. Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер. И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг. От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись. Запрыгали и закричали: Ура! Ура!
-
7. Театральные этюды , игры – драматизации(в них главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)
-
Этюд «Утешение». Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариант утешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т. д.).
Применение театрализованных игр: оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе; способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения; является эффективным средством развития связной, диалогической речи.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.