Презентация на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

Презентация: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН" по русскому языку. Состоит из 22 слайдов. Размер файла 0.61 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
    Слайд 1

    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

    МДОУ №26 «ЗВЕЗДОЧКА» (2 отделение) Воспитатель: Хохлова Анна Алексеевна

  • Слайд 2

    Картина – это окно в чудесный, загадочный, таинственный мир действительности, созданный ребенком.

    Сюжетная картина является важным средством наглядности и одним из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. В Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ефремовой дано определение сюжетного изображения: «сюжетное изображение – это изображение каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуацией».

  • Слайд 3

    Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место:

    Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Эту любовь можно широко использовать для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Свои переживания по поводу увиденного на картине ребенок охотно претворяет в речь Рассматривая сюжетную картину, ребенок все время говорит. Называя те или иные качества или признаки предметов, изображенных на сюжетной картине, ребенок тем самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга; определяя в речи их состояния или действия, ребенок осмысливает реальные отношения между предметами. Идет обогащение детской речи словами – названиями качеств, признаков, состояний предметов и отношений между

  • Слайд 4

    Обязательные структурные части методики обучения рассказыванию по содержанию картины

    организация восприятия (рассматривание детьми картины) обучение составлению рассказа по ее содержанию оценка и анализ рассказов детей

  • Слайд 5

    Во время организации процесса восприятия детьми картин необходимо помнить о том, как можно избежать нежелательных ошибок

    Вопросы – почти единственный методический прием во время процесса восприятия картин. Дошкольникам трудно находиться длительное время в статическом положении, которого требует беседа по вопросам. Применение игровых приёмов , эмоционально-образных пластических этюдов, творческих заданий и т.д. активизирует процесс восприятия, способствует повышению его результативности

  • Слайд 6

    Количество вопросов подбирается по принципу «Чем больше, тем лучше». Количество вопросов по содержанию картины в зависимости от возраста детей может изменяться от 3-4 в младшем возрасте до 8 – 10 в старшем. Важно не количество, а их разнообразие.

  • Слайд 7

    Нередко подбираются типовые, трафаретные вопросы, связанные с констатацией того, что изображено на картине, и установлением простейших связей между элементами изображения. Чрезмерное увлечение ими тормозит процесс мышления, гасит интерес к картине. Такие вопросы делают занятия от начала обреченными, причем становится невозможной любая инициатива, лишним оказывается и активность и самостоятельность, оригинальность мысли каждого участника занятия. В таком пассивном интеллектуальном, эмоциональном состоянии вряд ли стоит ожидать от детей интересных собственных рассказов. Они способны только подражать образцу рассказа воспитателя и ждать, скучая, окончания занятия. Вопросы по содержанию картины должны возбуждать мысли. Детям нравится чувствовать себя умными, им нравится всякие неожиданности, загадки. Именно поисковая деятельность является более естественной для дошкольного возраста. Итак, не следует предпочитать вопросы об очевидном даже в младшем возрасте. Вопрос следует ставить так, чтобы заставить ребенка искать ответ через анализ увиденного.

  • Слайд 8

    С целью активизации интеллектуальной и речевой деятельности детей в процессе восприятия картины, нам, педагогам, нужно тщательно продумать первую часть занятия.

  • Слайд 9

    В младшем возрасте достаточно обратиться к собственному опыту детей, связанному с содержанием картины, например: «Вам нравится строить из кубиков? Как часто вы строите? или «Помните, мы собирали осенние листики на площадке?», или «Вы видели настоящего живого петуха? Расскажите, как это произошло», или «Вы держали в руках маленьких котят?». Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.

  • Слайд 10

    В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы – актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, – эти и другие методические приемы позволяют подготовить детей к восприятию и пониманию картины.

  • Слайд 11

    В старшем дошкольном возрасте во вступительной беседе может быть использована краткая информация о жизни и творчестве художника – автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в диалоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.

  • Слайд 12

    Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассматривания картины. Основную группу вопросов, которую нам, педагогам, необходимо готовить заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, на эстетическую оценку изображенного. Часть из них составляют вопросы констатирующего характера.

  • Слайд 13

    Нередко мы, педагоги, не задумываемся над тем, побуждают ли поставленные вопросы ребенка к развернутому ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий. Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном суждении.

  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Традиционно в методике развития речи детей ведущим приемом обучения рассказыванию по картине считается образец рассказа педагога. Положительной чертой образца является то, что он выступает ориентиром, показывает детям, как надо составлять рассказ. Однако нередко это приводит к тому, что воспитанники оказываются «привязанными» к нему, не могут избавиться от него даже в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, при условии чрезмерного увлечения образцом происходит торможение самостоятельной мысли и инициативы ребенка в подборе языковых средств его адекватного выражения.

  • Слайд 17

    Нужно постепенно, в зависимости от возрастных возможностей детей, образец рассказа изменять от полного – на начальных этапах обучения, к частичному, образцу-дублеру – в среднем дошкольном возрасте. В обучении старших дошкольников образец используем лишь иногда, когда того требует ситуация. Детей необходимо научить составлять план рассказа. Сначала мы вместе с детьми подробно анализируем составленный нами план, потом предлагаем составлять план самостоятельно, то есть осуществляем постепенный переход от полного подражания образца к самостоятельному составлению рассказа.

  • Слайд 18

    Заключительным этапом работы по сюжетной картине является оценка и анализ рассказов детей.

    В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте анализируем рассказы детей, подчеркивая положительные моменты и коротко выражаем предложения по улучшению качества рассказа. Можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ». Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

  • Слайд 19

    ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:

    Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного

  • Слайд 20

    При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, ведь она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. На занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов.

  • Слайд 21

    Заключение

      Итак, методика обучения рассказыванию по содержанию картины зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности. Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина – это лишь эффективное средство, а главное на занятии – ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

  • Слайд 22

    Спасибо, за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке