Содержание
-
Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей
-
Термин
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
-
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер и наблюдаются у 5–7% детей.
-
Причины нарушений опорно-двигательного аппарата
1. Внутриутробная патология (в настоящее время многими исследователями доказано, что более 400 факторов могут оказать воздействие на ЦНС развивающегося плода, особенно в период до 4 мес. внутриутробного развития): инфекционные заболевания матери: микробные, вирусные (за последние годы распространённость нейроинфекций возросла, особенно вирусных – таких, как гриппозные, герпес, хламидиозы и др.); последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения); тяжелые токсикозы беременности;
-
*последствия острых и хронических соматические заболевания матери (сердечно-сосудистые, эндокринные нарушения);*тяжелые токсикозы беременности;
несовместимость по резус-фактору или группам крови; травмы, ушибы плода; интоксикации; экологические вредности.
-
2. Родовая травма, асфиксия.
3. Патологические факторы, действующие на организм ребенка на первом году жизни : нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.); травмы, ушибы головы ребенка; осложнение после прививок.
-
*нейроинфекции (менингит, энцефалит и др.);
травмы, ушибы головы ребенка; осложнение после прививок.
-
Классификация нарушений опорно-двигательного аппарата
1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич полиомиелит
-
2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).
-
3.Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
-
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧЕМ
Разнообразие двигательных нарушений обусловлено действием ряда факторов: патологией тонуса мышц (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии); ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи); наличием насильственных движений (гиперкинезов, тремора); нарушением равновесия, координации и ощущения движений.
-
Для детей с ДЦП характерно:
различные нарушения познавательной и речевой деятельности; разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения; своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).
-
Рекомендации педагогам по организации обучения и воспитания детей с нарушениями оперно-двигательного аппарата и ДЦП
1. Получить как можно более полную информацию о ребенке из беседы с родителями (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).
-
2. Для правильной организации учебного процесса, обеспечения охраны здоровья ребенка с ДЦП получить консультацию у врача-специалиста по определению учебного места в классе, подбору комфортной позы для выполнения письменных и устных работ ( сидя, стоя, за конторкой и т.д.).
-
3. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата специалистами (учитель, психолог, логопед, воспитатель), который должен включать в себя:
системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений; последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений; целенаправленное формирование высших психических функций; коррекцию речевых нарушений; развитие мелкой моторики и координации движений; воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации.
-
4. Организовать учебную деятельность в классе с учетом физического и психического состояния ребенка с ДЦП:
осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику; во избежание переутомления учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы класса, использовать интересный, красочный дидактический материал и средства наглядности, чередовать двигательную активность с отдыхом; использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки; оценивать устные ответы и письменные работы с учетом физических и психических особенностей ребенка; проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому ребёнку, развивать веру в собственные силы и возможности.
-
5. Провести работу среди всех участников образовательного процесса (особое внимание необходимо уделить работе с родительской общественностью) по формированию толерантного отношения к детям с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
6. Рекомендовать наблюдаться у врачей-специалистов, регулярно проводить комплексное восстановительное лечение, включающее в себя: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебную физкультуру (ЛФК), ортопедическую помощь, физиотерапевтические процедуры и т.д.
-
Необходимо помнить,
что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью. Нужно помнить, что в зависимости от реакций и поведения взрослых - ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Педагоги должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать и тогда он сможет многому научиться и жить полноценной жизнью.
-
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным пара¬личом. М., 1989. 2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения,(методическое пособие под ред. Шипициной Л. М.), СПб., 1995 г. 3. Сермеев Б. В.Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. Горький, 1976 г. 4. Власова Т. А. (ред.) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата М., 1985г. 5. Бабенкова Р. Д. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций.- М., 1981 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.