Содержание
-
Психологическое насилие над детьми в семье и социуме
Подготовила: педагог-психолог Иванова Елена Александровна
-
Психологическое насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни, тормозит психическое развитие, а также развитие его потенциальных способностей. Жестокое обращение с детьми: статья 156 УК РФ с комментариями, статья 117 УК РФ. Истязание
-
К психологическому насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
Запугивания, угрозы, шантаж Холодность, отчужденность, игнорирование Предъявление требований, неадекватных возрасту, и сравнение с другими детьми. Ложь, двуличность, невыполнение обещаний. Изоляция ребенка. Оскорбления, высмеивание, унижение. Гиперопека.
-
Запугивания, угрозы, шантаж.
Угрозы отобрать или выкинуть любимую игрушку, если ребенок не сделает то, что велено, угроз физической расправой за тот или иной проступок «Еще раз такое выкинешь, на горох поставлю», «Только попробуй, я на тебе живого места не оставлю». «Не будешь слушаться, отдам дяденьке полицейскому/чужому дяде/бабайка заберет» «Доешь эту кашу, а то она за тобой бегать будет!».
-
Холодность, игнорирование.
Отталкивание ребенка, когда он хочет обнять, поцеловать. Вответ на «Я тебя люблю» молчание или «Да, конечно, тебе от меня что-то надо» или «Любил бы, вел бы себя нормально», «Да, да, я тебя тоже. Что-то нужно? Нет? Тогда не мешай, у меня дела» Отсутствие вопросов о том, как дела у ребенка, что произошло с ним за день, куда он ходил, о чем он переживает. Отказ на просьбы о помощи, ссылаясь на тот факт, что ребенок «уже большой, надо самостоятельным быть, ничего без взрослых не можешь!», отговорки про свою занятость. Равнодушное отношение к неправильному поведению ребенка: употребление алкоголя, наркотиков, избиение ровесников, младших, издевательство над животными, аморальное поведение, жестокость. Уход от решения проблемы: «Да делай, что хочешь», применение режима молчания, пока ребенок в слезах не будет просить прощения и ждать, что родитель заговорит, чтобы получить облегчение.
-
Предъявление требований, неадекватных возрасту, и сравнение с другими детьми.
Требование высоких достижений в разных сферах деятельности. При каждой неудаче сравнение с другими детьми, которые в понимании взрослого в сто раз лучше и родился уже со всеми своими навыками, никогда не капризничал и не ошибался: «А вот Петенька уже олимпиады выигрывает», «А Машенька домой вовремя приходит, и в комнате у нее чисто. И родителям она помогает всегда, не то что ты, лодырь».
-
Ложь, двуличность, невыполнение обещаний
Взрослые лгут ребенку, манипулируя его желаниями и мыслями. Например, выдумывают небылицы о том, какими ангелами они были в возрасте ребенка, или что услышали где-то, как его обсуждают соседи, или что про него в новостях вчера сказали, как он плохо поступил. Полярное поведение взрослого, которое различается в зависимости от ситуации. Например, дома они тираны, а при людях – самые любящие на свете родители. Или, когда ребенок пляшет под их дудку, они хорошие, а стоит ему попробовать выразить свое мнение или совершить ошибку – срываются в крик и наказания. Еще одна распространенная ситуация – когда ребенку предлагают право выбора, а когда он выбирает не то, что ожидали от него родители, они начинают убеждать ребенка в том, что этот выбор неверен, и что если ребенок сделает его окончательно, его никто не будет любить. Обещание ребенку что-то, что он давно хотел, взамен на требуемое поведение или услугу и невыполнение этого обещания.
-
Изоляция ребенка.
Запрет выходить дальше дома самостоятельно, ходить гулять, в гости к друзьям, покидать комнату. Или же взрослые не ограничивают ребенка пространством, однако запрещают общаться с ровесниками или вообще с кем-либо кроме себя. Мотивируются такие меры со стороны взрослых тем, что они хотят защитить ребенка от плохой компании.
-
Оскорбления, высмеивание, унижение.
Обзывания ребенка, повторение ему, что он – обуза, проклятье, никому не нужен, кроме родни, да и те терпят его только благодаря своему доброму сердцу. Неосторожные шутки, и если ребенок не оценил юмор взрослого и обиделся, то ответ : «Какие мы нежные» - этой фразой ребенку дается понять, что его чувства неважны и то, что его может обидеть, никому не интересно. Прилюдные оскорбления ребенка, припоминание ему всех его ошибок, внушение ему какой он плохой и неблагодарный.
-
ГИПЕРОПЕКА
Самый страшный и самый неочевидный вид психологического насилия. Ребенка можно перелюбить и испортить ему жизнь. Когда взрослые лучше знают, что хорошо для ребенка, и решают за него; не дают волю на действия и на открытия, поскольку мир такой опасный и может навредить; сами выбирает круг друзей ребенка, чем ему увлекаться, интересоваться и какую профессию выбрать. Как правило, таким взрослым и не объяснишь, что благими намерениями устлана дорога в мрачное будущее ребенка с кучей проблем, комплексов и заболеваний.
-
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ
ситуативный или затяжной стресс у взрослого недостаток времени на ребенка из-за постоянной занятости; нехватка материальных и других ресурсов; слабые навыки воспитания общественная изоляция; неестественные ожидания от ребенка. Наличие личного негативного опыта, потому что так в свое время поступали с ним, и тем самым он замыкает этот порочный круг.
-
ПОСЛЕДСТВИЯ (у ребенка)
критически низкая самооценка; неспособность постоять за себя; неспособность принимать решения самостоятельно; привыкание к тому факту, что насилие по отношению к нему оправданно; жестокость и озлобленность на окружающих; сложность в построении отношений; недоверие к окружающим; задержки в развитии ребенка, умственном, эмоциональном, иногда даже речевом; постоянный стресс, страх, ожидание опасности, предательства или подвоха со стороны любого человека; склонность к суициду; проявление агрессии и жестокости к тем, кто слабее; склонность к ведению неподобающего образа жизни: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность; неспособность предъявить адекватные требования к себе и окружающим.
-
В этом списке приведены случаи, которые наносят вред ребенку. Если что-то одно из нижеперечисленного повторяется регулярно, это уже психологическое насилие. Поэтому, если в каких-то примерах вы узнали себя, задумайтесь, все ли вы делаете правильно в воспитании детей.
-
КАК ИЗБЕЖАТЬ?
Прежде чем кричать на ребенка, подумайте о том, что вызвало ваш гнев, и успокойтесь. Проанализировав ситуацию, спокойно обсудите все с ребенком. Наблюдайте за его поведением, за тем, что ему нравится или, наоборот, пугает. Так вы сможете максимально плодотворно развить его сильные стороны. Поощряйте его успехи, пусть и незначительные. Ребенок должен знать, что у него есть таланты и что у него все получится. Поддерживайте его в хороших начинаниях. Разговаривайте со своим ребенком. Обсудите его день в саду, его страхи, его привычки. Так вы лучше узнаете его, сможете понять и покажете, что он вам небезразличен. Уделяйте внимание. Хотя бы пять минут в перерыве между важными делами – спросите, как дела, или обнимите. Он будет чувствовать, что он нужен и любим. Проявляйте любовь и заботу.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.