Содержание
-
Применение технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках истории и обществознанияАстафьева Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания, МКОУ СОШ с.п. «Село Новый Мир»
-
Расскажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Дай мне самому сделать это – и я поймукитайская пословица
-
Цель: рассмотреть различные способы обработки текста.Задачи: - выявить проблемы, характерные для учащихся при работе с текстом;- рассмотреть создание условий для заинтересованной работы школьников с информацией.
-
Понятие мышления
Мышление – это процесс обработки информации головным мозгом. Мышление –это умственный процесс, связанный с открытием нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
-
Критическое мышление
Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Линдсей
-
Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д. Браус, Д. Вуд
-
Г. Селевко: «Критическое мышление – один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю»
-
ТРКМ - это целостная система разнообразных приёмов, которая формирует навыки работы с информацией и направлена на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
-
Технология развития критического мышления
Технологические этапы Фаза 1 Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) Фаза 2 Реализация смысла (получение новой информации) Фаза 3 Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
-
Методические приемы активизации мыслительной деятельности учащихся.
Инсерт Индивидуальная мозговая атака Парная мозговая атака Групповая мозговая атака Групповая дискуссия Чтение с остановками Кластер Синквейн «Продвинутая лекция» Десятиминутное эссе Ключевые термины Перепутанные логические цепочки Взаимоопрос Создание учащимися тестов, задач, таблиц и анализ их учащимися
-
Приёмы и методы ТРКМ:1. Работа с информационными текстами.2. Визуальные методы работы с текстами.3. Методы и приемы по организации письменной рефлексии.
-
Работа с информационными текстами: -кластер-инсерт-верные – неверные утверждения
-
Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. Кластер
-
ИнсертВо время чтения текста учащиеся делают пометки: «+» - новая информация«-» - думал иначе«?» - непонятно, стоит обсудить«v» - информация знакома.Затем ребята заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф. Последним этапом работы с этим приёмом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный приём помогает учащимся внимательно и вдумчиво вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания.
-
С древнейших времен и до наших дней в развитии общества можно выделить такие ступени: общество охотников и собирателей, общество огородников, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество» (V).Современным людям очень мало известно о первых днях человека (-). Среди ученых нет единого мнения в отношении места и времени появления первых людей (?). Вероятнее всего, их было несколько десятки тысяч, они блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от природы (?). На ранних стадиях первобытного общества небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга (V). У них не было постоянного жилья (V). Его заменяли временные стоянки, которые возводили мужчины, уходя на долгую охоту (V). Они оставляли в них женщин, детей и стариков (V). Небольшие группы мужчин – охотников сильных и выносливых людей, передвигались на очень долгие расстояния (?). Для пропитания всей первобытной группы требовалась площадь в несколько сот квадратных километров (+). Первые люди были объединены в группы от 20 до 60 человек, связанных кровным родством т.е. они жили в родовых общинах (?).
-
«Верные неверные утверждения»
-
Визуальные методы организации материала:- таблица “тонких и толстых”вопросов,- таблица «З-Х-У»
-
Таблица «тонких» «толстых вопросов».
-
Изучение нового материала при помощи таблицы «З –Х -У»
-
Методы и приёмы по организации письменной рефлексии учащихся в режиме ТРКМ: - эссе- синквейн и т.д.
-
ЭССЕ«Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах». (И.В.Гёте – немецкий поэт, философ, учёный).Я согласна с эти высказыванием, так как в нем отражается значение природы для человека. Природа является средой обитания для человека, это кладовая ресурсов, используемых человеком в своей деятельности; именно на основе природы человек создает свою «природу», культуру.Ярким примером является строительство домов, мостов, других зданий. Кроме этого, человек использует растения и животных в пищу; но и животные помогают человеку в его деятельности. Уголь является источником тепла в домах, камни используются при строительстве зданий и т.д. То есть, какую бы «страничку этой книги – природы» мы бы не открыли , то увидим , что значение природы велико в жизнедеятельности человека.Таким образом, природа – это действительно «единственная книга, содержание которой одинаково на всех ее страницах в жизни человека».
-
Синквейн. Происходит от французского слова « сiny» -пять. Это стихотворение состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию.
-
Синквейн Александр II. Умный, справедливый. Правит, принимает, подписывает. Освободил крестьян. Император. (Барышева Татьяна, 8 класс) Война. Кровавая, страшная. Колечит, подавляет, разрушает. Миру- мир! Уничтожение. (Вербицкая Е., 11 класс)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.