Содержание
-
Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»
Погодина Н.Ю
-
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.» Дени Дидро
-
Технология РКМЧП позволяет решить задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала, культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков; ответственности за знание.
-
Модель технологии
Рефлексия Осмысление Вызов Осмысление Рефлексия Вызов
-
ВЫЗОВ(Evocation):
актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; пробуждение интереса к изучаемой теме; обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; побуждение читателя к активной деятельности.
-
Осмысление (Realization of meaning):
активное получение новой информации; осмысление новой информации; соотнесение новой информации с собственными знаниями; отслеживание процесса познания и собственного понимания.
-
Рефлексия (Reflection):
целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного; анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
-
В рамках технологии реализуется несколько стратегий:
чтение с остановками; чтение и суммирование в парах; «Знаю-Хочу узнать-Узнал» (ЗХУ); чтение с пометками (например, INSERT); «Зигзаг» (в различных вариантах); параллельное чтение текстов; ведение бортовых дневников (в различных вариантах); и др.
-
Чтение с остановками
Применяется преимущественно при чтении художественных текстов. Педагог заранее делит текст на отрезки и задает вопросы после каждого прочитанного отрывка. Обучающиеся читают отрывки и во время остановок чтения отвечают на вопросы, делятся собственными впечатлениями, обосновывают свои мнения по поводу прочитанного и прогнозируют дальнейшее развитие сюжета.
-
Сравнительная таблица
Применяется обычно на стадии осмысления для сравнения нескольких объектов изучения. Вариант 1. Обучающиеся по ходу чтения заполняют таблицу, где в центральной колонке выписывают линию сравнения (это может предварительно сделать педагог или в ходе обсуждения на стадии вызова – сами обучающиеся), а в боковых колонках расположены сравниваемые объекты (процессы, явления). Вариант 2. Обучающиеся заполняют таблицу, в которой в одной колонке выписываются черты сходства, а в других – различия изучаемых объектов (процессов, явлений).
-
Чтение и суммирование в парах
Стратегия взаимообучения. Развивает умение взаимодействовать с партнером. Кроме того применяется для детальной проработки учебного материала, так как сочетает чтение, размышление, письмо и проговаривание. Каждый партнер изучает текст с определенной целью, записывает главное, готовит пересказ и рассказывает соседу. Затем роли меняются. Оценивается работа пары, а не индивидуальная работа.
-
Зигзаг
Стратегия взаимообучения применяется для чтения больших текстов. Существует в вариантах «Зигзаг», «Двойной зигзаг» и «Зигзаг с вопросами». Зигзаг. Обучающиеся делятся на группы произвольно. Каждая группа получает свой фрагмент текста для проработки и доклада, выступает только один спикер. Сборка текста идет фронтально. После каждого сообщения происходит общая рефлексия и дается прогноз на будущее (аналогично с «Чтением с остановками»). Работа оценивается индивидуально. Двойной зигзаг. Обучающиеся делятся на группы таким образом, чтобы количество исходных кооперативных групп совпадало с количеством участников в каждой (оптимально – 5 х 5 или 6 х 6). Каждая кооперативная группа получает для чтения полный текст, каждому читателю достается один из фрагментов текста. После первого прочтения читатели переходят в экспертные группы, в которых вместе собираются те, кто читали одинаковые фрагменты. Они выбирают ключевые слова и составляют подробный план пересказа. Вернувшись в исходные группы обучающиеся, опираясь на созданные планы, рассказывают содержание фрагмента остальным участникам кооперативной группы, добиваясь понимания. Оценивается в группах, а не индивидуально. Зигзаг с вопросами. Работа идет так же, как в «Двойном зигзаге», но каждая экспертная группа дополнительно готовит вопросы на понимание для участников из других экспертных групп, которые должны отвечать на них после суммирования в кооперативных группах.
-
Параллельное чтение текстов
Применяется для сравнения различных точек зрения на изучаемый материал. Обучающиеся на основе двух (реже – большего количества) различных текстов вырабатывают собственную позицию. Чаще всего тексты читают блоками – по фрагментам.
-
Примеры приемов технологии РКМЧП
-
Прием «Кластер»
На стадии вызова обучающимся предлагается в течение 3-5 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме, в этом случае прием применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии, группируя понятия в соответствии с индивидуальными представлениями, участники графически изображают логические связи между ними, что предоставляет возможность отразить индивидуальные результаты обучения.
-
Прием «Верные и неверные высказывания».
Применяется на стадии вызова для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового материала. Участникам предлагается набор высказываний, часть из которых истина, а другая часть – ложна. Каждый выбирает те высказывания, которые он считает правильными и обосновывает свое мнение. На стадии рефлексии все вместе возвращаются к высказываниям и проверяют верность исходных мнений.
-
Прием «Сочинение синквейна».
Применяется на стадии рефлексии для «присвоения» новой информации. Синквейн– это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна определен так. Первая строка – одно существительное, ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих первое слово. Третья срока – три глагола, показывающие типичные действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор отражает существенные черты изученного понятия и/или высказывает свое отношение к новой полученной на занятии информации. Пятая строка – одно слово-резюме (обычно существительное, но также возможны наречия, местоимения, прилагательные и даже междометия), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
-
Прием «Написание эссе».
Применяется для выработки собственного отношения к изученному на занятии. В течение 5 минут участники записывают свои размышления об изученном материале. Ограниченность времени является принципиальным! Важно не просто уложиться в норматив, но представить содержательный и цельный текст.
-
Фрагмент 1
Айзек Азимов. «...Вставьте шплинт А в гнездо Б...»
-
Вопросы
О чем этот текст?
-
Фрагмент 2
Дейв Вудбери и Джон Хэнсен, неуклюжие в своих скафандрах, с волнением наблюдали, как огромная клеть медленно отделяется от транспортного корабля и входит в шлюз для перехода в другую атмосферу.
-
Вопросы
Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?
-
Фрагмент 3
Почти год провели они на космической станции А-5, и им, понятное дело, осточертели грохочущие фильтрационные установки, протекающие резервуары с гидропоникой, генераторы воздуха, которые надсадно гудели, а иногда и просто выходили из строя. - Все разваливается, - скорбно вздыхал Вудбери, - потому что все это мы сами же и собирали. - Следуя инструкциям, - добавлял Хэнсен, - составленным каким-то идиотом.
-
Вопросы
Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?
-
Фрагмент 4
Основания для жалоб, несомненно, были. На космическом корабле самое дефицитное - это место, отводимое для груза, потому-то все оборудование, компактно уложенное, приходилось доставлять на станцию в разобранном виде. Все приборы и установки приходилось собирать на самой станции собственными руками, пользуясь явно не теми инструментами и следуя невнятным и пространным инструкциям по сборке. Вудбери старательно записал все жалобы, Хэнсен снабдил их соответствующими эпитетами, и официальная просьба об оказании в создавшейся ситуации срочной помощи отправилась на Землю.
-
Вопросы
Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?
-
Фрагмент 5
И Земля ответила.
-
Вопросы
Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?
-
Фрагмент 6
Был сконструирован специальный робот с позитронным мозгом, напичканным знаниями о том, как собрать любой мыслимый механизм. Этот-то робот и находился сейчас в разгружающейся клети. Вудбери нервно задрожал, когда створки шлюза наконец сомкнулись за ней. - Первым делом, - громыхнул Вудбери, - пусть он разберет и вновь соберет все приборы на кухне и настроит автомат для поджаривания бифштексов, чтобы они у нас выходили с кровью, а не подгорали. Они вошли в станцию и принялись осторожно обрабатывать клеть демолекуляризаторами, чтобы удостовериться, что не пропадает ни один атом их выполненного на заказ робота-сборщика. Клеть раскрылась!
-
Вопросы
Оправдались ли ваши предположения? Что будет дальше?
-
Фрагмент 7
Внутри лежали пятьсот ящиков с отдельными узлами... и пачка машинописных листов со смазанным текстом.
-
Вопросы
Оправдались ли ваши предположения?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.