Содержание
-
Проблемно – диалогическое обучение: понятие, технология.
Хафизова С. М..
-
Проблемное учение -это
учебно –познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения нового знания учителем в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа этой проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности их решения.
-
Типы проблемных ситуаций
Проблемная ситуация возникает при условии, если уч-ся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, т.е. определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта. Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
-
Особенности проблемного обучения.
Специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных задач. новое осознание теоретических основ педагогической науки Проблемное обучение- наиболее эффективное средство формирования мировоззрения (складываются черты критического, творческого и диалектического мышления) Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельной деятельности учащихся. Высокая активность ученика
-
Виды проблемного обучения
«научное» творчество - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие нового правила «практическое» творчество- поиск практического решения, т.е. поиск способа применения известного знания в новой ситуации «художественное»творчество -художественное отображение действительности на основе творческого воображения.
-
Проблемно – диалогическое обучение
Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования Поиск решения учебной проблемы – это этап формулирования нового знания
-
«Классические» методы постановки проблемы
Учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему (учитель выдвигает и проверяет гипотезу) Ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему (ученик выдвигает и проверяет гипотезу) Учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему (учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы)
-
«Сокращенные» методы постановки проблемы
Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно»)
-
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Создание проблемной ситуации. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации. Побуждение к формулированию учебной проблемы. Принятие ученических формулировок учебной проблемы.
-
Приемы создания проблемной ситуации
Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием Дать практическое задание, не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим Дать практическое задание, сходное с предыдущим и доказать, что задание учениками не выполнено Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом, нагядностью.
-
Непроизносимые согласные в корне слова (Одновременно предъявить противоречивые факты)
-
Правила переноса (Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием)
-
Непроизносимые согласные в корне (Дать практическое задание, сходное с предыдущим и доказать, что задание учениками не выполнено)
-
Спряжение глаголов ( Дать практическое задание, не выполнимое вообще)
-
Предложения с прямой речью перед словами автора ()анализ учитель ученики
-
«Сокращенные» методы постановки проблемы
Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом (прием «яркое пятно»)
-
Подводящий к теме диалог.Повторение написания заглавной буквы и разделительного ь в словах.
-
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
- Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал: Такой падеж как------------ Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. Кто догадался, о каком падеже идет речь - Назовите тему нашего урока.
-
Побуждающий к гипотезам диалог.(поиск решения проблемы)
Побуждение к выдвижению гипотез(какие есть гипотезы, предположения) Принятие выдвигаемых учениками гипотез(учителю на гипотезы реагировать следует эмоционально неокрашенно.) Побуждение к проверке гипотез(проверка гипотезы- устная, посредством рассуждения или практическая) Принятие предлагаемых учениками проверок
-
Непроизносимые согласные в корне слова(продолжение урока; поиск решения проблемы)
-
Непроизносимые согласные в корне слова(продолжение урока; поиск решения проблемы) продолжение
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.