Содержание
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» 629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru
Проект «Развитие речевого общения детей дошкольного возраста» Подготовила Куртямова М.И. с.Овгорт, 2018
-
-
-
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
-
-
-
Диагностика изучения развития речи показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. 2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3.Употребление нелитературных слов и выражений. 4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. 5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. 6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8.Плохая дикция.
-
«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний»К.Д. Ушинский
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли. Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»). Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму. Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.
-
Методы и формы взаимодействия
-
По требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. Владение речью как средством общения и культуры; 2. Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 3. Развитие речевого творчества; 4. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 5. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
-
Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения. Коррекционная индивидуальная и подгрупповая работа с детьми по преодолению проблем развития речевого общения.
-
Детское творчество
-
Проведение с педагогами диагностики профессиональных умений и навыков (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ряховскому) с целью оценки уровня коммуникабельности педагога с родителями
Проведение с педагогами диагностики профессиональных умений и навыков (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ряховскому) с целью оценки уровня коммуникабельности педагога с родителями. Результаты: 50% - у педагогов нормальная коммуникабельность. Они убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Они охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с ними, ищут совета, поддержки. В то же время они не любят многословия, излишней эмоциональности, стремятся избегать ненужных конфликтов. 30% педагоги бывают весьма общительны. Постоянно стремятся вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Они любят бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Стремятся высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у родителей раздражение. Они вспыльчивы, но отходчивы. Им недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, они умеют выстраивать содержательное общение. 20% педагоги чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любят принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно доводить его до конца. Имеют собственное мнение по любому вопросу и всегда стремятся его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к ним с опаской и сомнениями. Им следует задуматься над этим.
-
Выступление на родительских собраниях на темы «Роль сказки в формировании эмоциональной сферы дошкольников» в средней группе, «Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий» во второй группе раннего возраста, так как познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Проведение игры с воспитателем младшей группы «Брейн - ринг» на тему «Развитие речевого общения дошкольников в различных видах деятельности». В старшей группе предложены советы по «Развитию речевого общения дошкольников». Оформление стенда «Устами младенца»
-
Работа с родителями
-
-Анкетирование родителей-Индивидуальные беседы по речевым проблемам ребенка.- Консультации: «Ребенок и книга», «Познавательно-речевое развитие дошкольников», «Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста», «Сядем рядком – поговорим ладком», « Как важно общение!»- Рекомендации
Проведение анкетирования «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка» в ноябре с родителями воспитанников, имеющими коррекцию в развитии, с целью выявления развития ребенка в семье. Участники: 13 родителей младшей, средней, старшей групп. Результаты анкетирования: По результатам анкетирования родители знают от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день, все родители используют возможность погулять с ребенком. По возвращению ребенка из детского сада 9 родителей спрашивают, чем вас кормили и что интересного было в детском саду, 4 родителя интересуются тем, что было интересного в детском саду. О перегрузке нервной системы ребенка родители отвечают, что хотелось знать больше,2 родителя ничего не знают. Считают агрессивные интонации являются неотъемленной частью воспитательного процесса в семье -3родителя, 5 стараются избегать этого, 5 не считают, что это неверное решение. По данному анкетированию родителями проведены беседы по поводу контроля за работой ребенка в дома и оказания ему разной помощи. Рекомендации: от того, как вы разбудите ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда вы его будите. Научитесь встречать детей. Задавайте нейтральные вопросы: "Что было интересного? Чем сегодня занимались?" Проведены консультации «Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенку», «Жестокое обращение: что это такое?». Результаты проведения анкеты «Развитие речи» воспитанниками родителей, имеющими коррекцию в развитие речи. Участники: 11родителей старшей и средней групп и родитель с младшей группы При проведении анкеты родители ответили, что заниматься развитием речи должны сами родители и детский сад. 5 родителей (60%) опрошенных уделяют внимание дома развитию речи и 3 родителя (40%) не уделяют развитию речи. Желают освоить приемы работы по развитию речи 6 родителей (50%). Работу по совершенствованию речи ребенка не проводят 2 родителя (18%). Родители посещают групповые мероприятия, детские праздники. Результаты проведения тестирования «Принципы воспитания детей» в феврале с родителями воспитанников детского сада. Участники: 15 родителей старшей группы и 1 родитель с младшей группы. Результаты анкетирования: по результатам тестирования 13человек - родителей придерживаются правильных принципов воспитания: посоветоваться с ребенком, извиниться перед ребенком в случае, если мать не права, овладевают собой и сохраняют самообладание, даже если поступок ребенка вывел родителей из себя, воздерживаются от слов и выражений, которые могут ранить ребенка, пообещать, и исполнить его желания за хорошее поведение, иногда поставить себя на ее место. 3 человека – 18% опрошенных родителей иногда придерживаются правильных принципов воспитания. В беседе с родителями предложена «Памятка для родителей».
-
Оформление стенда «Устами младенца» Оформление стенда «Предложения и пожелания родителей для педагогов детского сада»
-
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами,
Для речевого общения детей в детском саду в кабинет приобретены атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Посуда», «Шофер», также кукольный театр «Теремок», дидактические игры «Собери картинки», «Животные», развивающий тренажер «Разноцветные окошки», пазлы, кубики по системе ТРИЗ. Оснащен кабинет тактильным Кубом и Доской, круглым столом «Разноцветные шарики», релаксационным инвентарем, планшетами для песка для дальнейшей работы с детьми.
-
Заключение
Через речевое общение с взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
-
Ребенок умеет: - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; - может фантазировать вслух, играть звуками и словами; - проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.