Содержание
-
И Использование дидактической игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста Воспитатели: Лохмотова Г.Б. Фильчакова О.А.
-
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы работы: «Использование дидактических игр в развитии речи дошкольников».
-
ФГОС ДО
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образованияговорится о том, что речевое развитие является одним из ведущих направлений развития детей дошкольного возраста. Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
-
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Проект долгосрочный. Длительность проекта – учебный год. 1 этап - подготовительный Подбор методической литературы и дидактических игр по развитию речи 2 этап – основной Реализация проекта в разных формах образовательной деятельности 3 этап - заключительный Подведение итогов
-
ЦЕЛИ
Позитивная социализация дошкольников среднего возраста; индивидуализация развития детей; поддержка детской инициативы и детского творчества; развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
-
Задачи
Социально-коммуникативное развитие: содействовать формированию готовности к совместной деятельности со взрослым и сверстниками, становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Познавательное развитие: мотивировать развитие интересов и любознательности детей посредством игры. Речевое развитие: способствовать овладению речью как средством общения и культуры; обогащению активного словаря; развитию связной, грамматически правильной речи. Физическое развитие: способствовать овладению подвижными играми со словами.
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
представлены в виде целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
-
Реализация проекта
Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач являются: использование принципа интеграции образовательных областей (речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира; личностно - ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка; создание речевой развивающей среды; активное участие родителей в образовательном процессе. Проект реализуется в различных формах образовательной деятельности: непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность воспитателя с ребёнком; индивидуальная работа с ребёнком; развлечения, досуги. Дидактические игры проводятся как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала - в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих. Используются следующие методы: наглядные методы (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картинок, фотографий); словесные методы (беседа, рассказ); практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения).
-
Разновидность дидактических игр по развитию речи:
игры по обогащению словаря; игры на словообразование; на развитие грамматического строя речи (игры на усвоение категорий рода, числа, падежа, существительных, вида и наклонения глаголов); игры на развитие понимания смысловой стороны слова: игры на описание разных предметов («Кто больше назовет?», «Что из чего сделано?», «Какого цвета?»; игры на развитие диалогической и монологической речи; игры на развитие речевого дыхания; игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, игры с мелкими предметами типа «золушка», различные пазлы, мозаики и т.д.); пальчиковые игры
-
Узнай по описанию(Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа, существительных, вида и наклонения глаголов)
-
Угадай-ка(Игры на словообразование)
-
Почему так называют?(Игры на развитие понимания смысловой стороны слова)
Эти игры помогают детям узнавать значения новых слов - разных частей речи – прилагательных, существительных, глаголов; определять лексическое значение слова в зависимости от контекста, понимать значение некоторых многозначных слов; подбирать к заданным словам синонимы и антонимы, составлять с ними предложения; самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок; употреблять слова в соответствии с контекстом; овладевать навыками речевого этикета, осваивать глаголы общения, слова ласкового обращения.
-
-
-
Пальчиковые игры
-
Игры на развитие речевого дыхания
-
Основные направления организации речевой развивающей среды в группе
Предметно-развивающая среда в нашей группе способствует всестороннему развитию детей. Она безопасна, эстетична, комфортна, наполнена различными игровыми материалами. В группе имеется необходимый наглядный материал для организации речевого развития детей: репродукции картин, наборы картинок, игрушки животных и их детенышей, овощи и фрукты, дидактические пособия по развитию речи и многое другое. В группе создана картотека речевых игр, а именно ; игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи; игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; пальчиковые игры и упражнения; игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, мозаика, игры типа «Золушка»); настольно-печатные игры по развитию речи; дидактические игры по литературным произведениям» («Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»). Организованы контакты со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы; организован книжный уголок для самостоятельного рассматривания детьми книг.
-
Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития детей
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка – еще одно необходимое условие. С момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без их помощи будут недостаточны, а может, и безрезультатны. В группе была проведена следующая работа: Анкетирование родителей и анкетирование детей по вопросам использования речевых игр в домашних условиях; консультация и тренинг для родителей по использованию в домашних условиях дидактических игр для развития речи, где были представлены: игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи; игры на развитие понимания смысловой стороны слова; игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания; пальчиковые игры и упражнения; рекомендации «Дидактические игры по литературным произведениям» («Закончи сказку», «Подбери картинку», «Узнай героя»); Проводятся индивидуальные консультации, памятки, электронные письма родителям.
-
Открытое интегрированное занятие «Игры со Снеговичком»
-
Перечень программ и технологий
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.- М.,Мозаика-Синтез», 2014 г. В.В. Гербова «Развитие речи в средней группе детского сада». – М., «Мозаика-Синтез», 2012г. А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье». – М., «Мозаика-Синтез», 2005г. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» ». – М., «Мозаика-Синтез», 2005г. А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников». – М., «Мозаика-Синтез», 2005г. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1996. Л. Сидоренко. Мои пальчики расскажут. - Дошкольное воспитание, № 7-2008 г., с.67-70. И. Колосова. Речевая развивающая среда. Основные направления её организации. – Дошкольное воспитание, № 6-2010 г., с.67-70. Е.С. Иванова. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей.- Справочник старшего воспитателя, № 11-2008 г., с.65-71.
-
ПриложениеАнкета для родителей
Игра не обязательна для ребенка или жизненно необходимое условие для речевого развития? Любит ли ваш ребенок играть? Играете ли Вы с ребенком? Как часто? Просит ли Вас ребенок поиграть с ним? Назовите любимые игры вашего ребенка. Что, на Ваш взгляд, означает «быть игровым партнером» ребенка? Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства? Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми? Прислушиваетесь ли Вы к разговорам детей во время игры? Вступаете ли Вы в ролевое общение с ними Используете ли Вы свободную минутку для развития речи? Хорошо ли ребенок запоминает стихи? Любит ли заучивание? Бывают ли у Вас «семейные» чтения? Вы читаете ребенку любую детскую литературу или делаете определенный выбор? Если да, то какой?
-
Анкета для детей
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.