Содержание
-
ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ.
-
-
Актуальность
Дошкольный возраст – период для развития духовно-нравственных качеств детей. Театральная деятельность – это одно из средств развития духовно-нравственных качеств детей.
-
Задачи
Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию духовно-нравственных качеств дошкольников. Последовательно знакомить детей с видами театров. Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией. Развивать пластическую выразительность и музыкальность. Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности. Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
-
Принципы
Создание развивающей среды. Психологическая комфортность. Активность и самовыражение. Индивидуальный подход к детям. Преемственность. Наглядности.
-
Основные формы организации образовательного процесса
Непосредственно – образовательная деятельность. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность.
-
Методы и приемы
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАГЛЯДНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ БЕСЕДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТЮДЫ
-
Виды театров
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают: настольный кукольный театр ( на плоской картинке, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки, самодельная); стендовый театр ( на фланелёграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка) театр на руке (пальчиковый, на колпачках, театр – топотушки, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней); верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые); напольные куклы (марионетки, конусный театр); театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, тантаморески).
-
-
-
-
Младший дошкольный возраст.
-
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
-
Задачи:
1.Учить повторять и проговаривать потешки, дополнять игры движениями по тексту. 2.Учить подражать голосам персонажей, обучать передавать повадки и движения животных. 3.Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику 4.Обогащать речь детей, добиваться правильной интонационно-выразительной речи. 5.Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок.. 6.Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. 7.Воспитывать желание детей “играть”, т.е разыгрывать сказки.
-
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц . Игра-имитация цепочки последовательных действиив сочетании с передачей основных эмоций героя . Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей Игра-импровизация под музыку :«Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки» Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток:«Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег» Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов:3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами» Ролевой диалог героев сказок : «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя» Инсценирование фрагментов сказок о животных :«Теремок», «Кот, петух и лиса» Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам:«Колобок», «Репка», В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок» Ступени работы следующие:
-
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через: Настольный театр игрушек. Настольный театр картинок. Магнитный театр. Игры-драматизации с пальчиками. Игры-драматизации с куклами бибабо.
-
Средний дошкольный возраст
-
от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
-
Задачи:
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Учить координировать движения с речью, различать эмоции, изображать их с помощью мимики, жестов, движений, совершенствовать общую и мелкую моторику Обогащать речь детей. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально-игровой деятельности. Закреплять знания о правилах манипуляции с разными видами театра. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. Воспитывать желание детей “играть”, т.е разыгрывать сказки перед зрителями.
-
Многоперсонажные игры-драматизации:«Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка» Игры-драматизации по текстам рассказов:«Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых» Постановка спектакля по произведению. Ступени работы следующие:
-
Для постановки спектаклей рекомендуется использовать следующие виды настольного театра: Театр мягкой игрушки: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Конусный театр - К. Чуковский «Путаница» Плоскостной театр - «Рукавичка» Театральная рукавичка - «Колобок» Магнитный театр - «Заюшкина избушка» Театр на ложках - “Мышка-норушка” Лепка - «Репка» Пальчиковый театр – «Жили у бабуси»
-
Старший дошкольный возраст 5 - 6 лет
-
от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей. Основные направления Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
-
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Совершенствовать художественно – образные исполнительские умения Закреплять представления детей о различных видах кукольных театров, уметь различать их и называть. Обогащать речь детей. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать диалогическую и монологическую форму речи. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно, используя кукол. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей. Воспитывать желание детей “играть”, т.е разыгрывать сказки перед зрителями. Задачи:
-
Освоения разных видов игры-драматизации. Освоения режиссерской театрализованной игры. Освоения образно-игровых этюдов. Освоения игра –импровизаций. Инсценирование сказок. Самостоятельные постановки спектаклей. Самостоятельные постановки спектаклей, на основе «коллажа». Ступени работы следующие:
-
Опыт режиссерской игры обогащается за счет освоения новых видов театра: Тростниковый театр : «Заячья капуста» Перчаточный театр: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Теневой театр : «Лиса и журавль» Магнитный театр: «Лисичка со скалочкой» Баночный театр: «Крылатый мохнатый да масляный»
-
Старший дошкольный возраст 6 - 7 лет
-
В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, детских опер, музыкальных и ритмических пьес. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
-
Задачи
Расширять представление детей об окружающем мире Пополнять и активизировать словарь Поддерживать инициативу в импровизации Закреплять представления детей о различных видах театров, уметь различать их и называть Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
-
«Кот, петух и лиса”» – драматизация сказки «Сивка-бурка»-тростевые куклы «По щучьему велению»-перчаточные куклы «Первый снег»(по мотивам Д. Биосета)-куклы на гапите «Путешествие в страну Дональдинию»- рисованный театр «В гостях у царя гороха»-театр масок «Марья искусница»—театр на ложках «Огниво»- конусный театр «Дюймовочка»-драматизация сказки. .
-
Методика работы
Методика работы с детьми в подготовительной группе Работа над ролью Работа маленьких актеров над ролью под руководством педагога строится следующим образом: Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события в ней главные). Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.) Распределение ролей Непосредственно работа над ролью: - составление словесного портрета героя; - фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; - сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; - анализ придуманных поступков героя; - работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, почувствовать все то, что скрывается за словами текста; - работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпоритма исполнения, мимики, интонации; - подготовка театрального костюма; - создание образа с исполнением умело наложенного грима.
-
Алгоритм
1. Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение. 2. Деление на эпизоды и пересказ их детьми. 3. Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4. Поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов. 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях). 6. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. 7. Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями. Уточнение темпоритма спектакля. 8. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми, зрителями.
-
Самостоятельная театральная деятельность детей
-
Совместная деятельность педагога и детей
-
Сотрудничество с родителями
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
-
Вывод
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ, ВОСПИТЫВАЕТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ. ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ, К СТАРШИМ И ГЕРОЯМ СКАЗОК.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.