Содержание
-
Профессиональная поддержка педагогических кадров
Подготовила: МонгушНоябрина Борисовна – старший воспитатель МКДОУ д/с «Аржаан» с.Кызыл-Мажалык
-
Залогом профессионального роста педагога является, как известно, постоянное стремление к повышению мастерства. Особое значение при этом имеет организация профессиональной помощи педагогическим кадрам в ДОУ.
-
Профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом педагога. Но иногда случается, что педагоги останавливаются на мёртвой точке, отказываются от продолжения борьбы за самосовершенствование. Проявляется это в усталости, пресыщенности впечатлениями, непониманием педагогических идеалов. Кончается это самым страшным в педагогике – педагогической несостоятельностью. Избежать подобного развития событий можно, изменив управленческие подходы к оказанию профессиональной помощи педагогическим кадрам и собственно кадровый состав.
-
Методические формирования
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования и самосовершенствования педагога – его участие в методических формированиях: - педагогических и проектных советах; - творческой лаборатории; - творческих группах; - тренингах; - мастер-классах.
-
Цель творческой лаборатории:- сформировать у педагогов потребность в постоянном саморазвитии и профессиональном совершенствовании.
Особенность педагогической лаборатории состоит в том, что она работает в течение длительного времени, предоставляя возможность максимально проявить способность к исследовательскому творчеству. Педагоги объединяются в творческие группы на базе которых создаются условия успешной совместной деятельности. Особенностью взаимодействия членов такой группы является сотрудничество.
-
Деятельность творческой лаборатории осуществляется пошагово:
1 шаг – групповая работа, в процессе которой обеспечиваются самодиагностика, подготовка дидактического материала для проведения экспериментальных занятий, определяются требования к творческому отчету и условия защиты творческих работ. 2 шаг – проблемный семинар с организацией групповой дискуссии с целью определения эффективных путей решения выявленных проблем. 3 шаг – конкурс педагогического мастерства, в рамках которого проходит защита творческих отчетов ( по графику). Каждый педагог готовит оригинальное выступление по своей проблеме, демонстрирует занятие, проводит самоанализ, участвует в дискуссии, посвященной проблеме развития у детей творческих способностей.
-
Таким образом достигается основная цель работы педагогической лаборатории. Опыт, который на основе рефлексивной практики формируется на начальном этапе, трансформируется затем в авторский опыт педагога-исследователя, создаются предпосылки для жизненного и профессионального успеха работника ДОУ.
-
Творческие группы организуются по функциональному принципу: наставничество и исследовательские микрогруппы.
Его актуальность объясняется тем, что содной стороны, воспитатели, имеющие высокий уровень профессионализма и опыт инновационной деятельности, получают дополнительную возможность для самореализации и признания своих заслуг, а с другой стороны – начинающим педагогам оказывается методическая и психологическая помощь.
-
В структуре профессиональной компетентности педагогов творческих групп выделяется три взаимосвязанных уровня: - высокий, - средний,- низкий.
-
Для высокого (оптимального) уровня характерно стремление к исследовательской деятельности , адекватная самооценка, ярко выраженное чувство нового. У педагогов доминируют такие внутренние мотивы, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение. Они стремятся продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.
-
Для среднего (потенциального) уровня характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками. Реализуя потребность быть признанным, они стремятся к повышению своей квалификации через аттестацию, охотно участвуют в конкурсах, выполняют задания соревновательного характера.
-
Для низкого (минимального) уровня характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная самооценка. Доминантной в данном случае служит потребность в принадлежности. Педагогам важно ощущать себя частью коллектива, группы. Они охотно участвуют в коллективной деятельности, очень привязаны своему рабочему месту, коллегам. Им важно знать: то, что они делают, принесет пользу всему коллективу.
-
Не каждый педагог способен подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения, но к творчеству может приобщиться любой. Для этого в ДОУ необходимо создать особую атмосферу, обеспечить условия для повышения профессионального мастерства педагогов.К таким условиям, в частности, относятся:
отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний, заданных норм; активность педагогов в подготовке и принятии управленческих решений (проведении педсоветов, разработке годового плана, программы развития ДОУ и др.); ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию; формирование отношений, предполагающих доступность педагогического опыта; атмосфера профессионального успеха.
-
Методы и формы методической работы
Формы работы Систематические, эпизодические, коллективные, индивидуальные - Аттестация; - Педсовет (круглый стол, дискуссия, диалог, диспут); - Анализ и решение педситуаций; - Деловая игра (позиционная, ролевая, сюжетная, ситуационная, имитационная организационно-деятельностная, функциональная, игра-аттракцион); - Научно-практические конференции; - Научно-методические семинары; - Педагогические сообщества; - Педагогический ринг; - Игровое моделирование; - «Педагогический бой»; - Мастер-класс. Активные методы - Отсроченная отгадка; - «Базовый лист контроля»; - Деловая игра «Компетентность»; - «Опрос по цепочке»; - «Программированный опрос»; - «Тихий опрос»; - «Резюме»; - «Рефлексия».
-
Формы работы Систематические, эпизодические, коллективные, индивидуальные - Аттестация; - Педсовет (круглый стол, дискуссия, диалог, диспут); - Анализ и решение педситуаций; - Деловая игра (позиционная, ролевая, сюжетная, ситуационная, имитационная организационно-деятельностная, функциональная, игра-аттракцион); - Научно-практические конференции; - Научно-методические семинары; - Педагогические сообщества; - Педагогический ринг; - Игровое моделирование; - «Педагогический бой»; - Мастер-класс. Активные методы - Отсроченная отгадка; - «Базовый лист контроля»; - Деловая игра «Компетентность»; - «Опрос по цепочке»; - «Программированный опрос»; - «Тихий опрос»; - «Резюме»; - «Рефлексия».
-
Технологии анализа и проектирование педагогического процесса
В качестве основы формирования у педагогов позиции мастера в ДОУ используется технологический подход к анализу и проектированию педагогического процесса. В работе с молодыми специалистами важно применять технологию педагогической поддержки. С целью интенсивного творческого развития каждого педагога используется технология совместного творческого воспитания. Широкое применение получили информационные технологии. С помощью компьютерной техники методическая служба осуществляет издательскую деятельность (выпуск газеты), подготовку дидактических и методических материалов. Благодаря доступу в Интернет у методической службы есть возможность обмениваться информацией, организовывать участие во всероссийских и международных проектах.
-
Оценка деятельности педагогов
Дифференцированный подход к оценке труда педагогов в ходе реализации проекта потребовал разработки критериев определения их профессиональных умений. С этой целью использовались вопросники, анкеты, схемы, направленные на выявление особенностей личности педагога, его места в педагогическом коллективе, уровня профессиональной компетенции. Результаты профессионального роста, достижения, накопленные за определенный период, фиксируются в картах наблюдений за деятельностью педагогов. Данные карты помогают обеспечить адресное методическое сопровождение педагогов.
-
Карта наблюдений за деятельностью педагога
Фамилия, имя, отчество_________________________________________ Год рождения___________________________________________________ Год окончания учебного заведения и его название______________ Специальность__________________________________________________ Педагогический стаж в детском саду___________________________ Общий педагогический стаж____________________________________ Последний год повышения квалификации_______________________ Какой опыт обобщался и когда__________________________________ Какое основное направление в работе__________________________ Дата заполнения________________________________________________ Подпись_________________________________________________________
-
Реализуя функцию контроля, необходимо руководствоваться Уставом учреждения, должностными инструкциями, распоряжениями руководителя. Важно помнить, что результаты диагностики играют большую роль в профессионально-квалификационном продвижении педагогов и формировании кадрового резерва.
-
Таким образом, профессиональная поддержка педагогических кадров обеспечивает повышению уровня профессиональных знаний и умений педагогов. Сохраняются и укрепляются традиции методических недель как фестиваля опыта и достижений. Усиливаются связи между педагогами разных возрастных ступеней, родителями и администрацией ДОУ. Слова А. Довженко «Чтобы потрясать, надо самому быть потрясённым и сердце своё держать высоко»
-
Список использованной литературы:
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010г, № 6. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. – Москва-Воронеж, 2004. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2005.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.