Содержание
-
ПАНАЧЁВА И.Е. МОУ УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ 2007 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Паначёва И.Е.
-
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Паначёва И.Е.
-
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи. Паначёва И.Е.
-
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Извлечение)
Цели профильного обучения В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Паначёва И.Е.
-
Курсы по выбору
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направлениясобственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. Паначёва И.Е.
-
Особенности организации курсов по выбору
Основная функция курсов по выбору — профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности». Основная задача курсов по выбору — социально-профессиональная адаптация молодежи Паначёва И.Е.
-
Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых), попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. Именно поэтому необходим курс мероприятий, позволяющих формировать навыки социальной адаптации школьников. Паначёва И.Е.
-
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве. Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. Паначёва И.Е.
-
В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода профессиональной адаптации : 1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение). 2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей). 3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии. Паначёва И.Е.
-
Выбор профессии, которая отвечает интересам, склонностям и особенностям личности – задача непростая. Она не всегда под силу подростку и юноше(девушке). Школьный учитель может не только помочь сделать конкретный выбор, но и на протяжении нескольких лет целенаправленно помогать формированию интереса к определенному виду труда и профессии. Паначёва И.Е.
-
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация. Паначёва И.Е.
-
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
Содержание профориентационной работы в школе обуславливается задачами профориентации: Профинформированием Профпросвещением Профконсультированием Паначёва И.Е.
-
Профинформированиеи профпросвещение обеспечивают знание мира профессий, представления о требованиях к каждой профессии и человеку, о типах учебных заведений, о востребованности профессии на современном рынке труда и т.д. Паначёва И.Е.
-
Профконсультирование – получение знаний о себе, своих возможностях, способностях и перспективах их развития, коррекции, профессиональных интересах и склонностях, об особенностях нервной системы, типа темперамента и др. Паначёва И.Е.
-
1-4 КЛАССЫ Формирование представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. 5- 7 КЛАССЫ Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. 8-9 КЛАССЫ Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. 10-11 КЛАССЫ Профессиональное самоопределение. Формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Паначёва И.Е.
-
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ
ЦЕЛЬ:ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ОБОСНОВАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ Основные задачи : актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; обеспечить системой сведений о мире современного профессионального труда; развить способность адаптироваться в реальных социально-экономических условиях. Паначёва И.Е.
-
Структурные элементы программ курсов по выбору
Приложение Литература Методические рекомендации Учебно-тематический план Пояснительная записка ПРОГРАММА Паначёва И.Е.
-
ВОЗМОЖНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА
Мир профессии и его многообразие Профессиональная пригодность Профессиональные пробы Секреты выбора профессии Выбор профессионального пути - начало жизненного успеха Интересы, склонности, способности (познай себя) Приобретение профессии Рынок труда Юридическая консультация Паначёва И.Е.
-
Курс включает в себя теоретическую и практическую части
Теоретическая частьсодержит психологическую составляющую — изучение образа «Я» — и профессиоведческую составляющую — изучение мира труда и профессий. Практическая частькурса представлена профессиональными пробами. Профессиональные пробы проводятся по пяти профессиональным сферам, включающим пять типов профессий Паначёва И.Е.
-
Программа курса
Программа курса ориентирована на освоение учащимися нового типа знания — знания о самом себе. Развивающая психологическая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность: получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр). Паначёва И.Е.
-
Учитывая специфику курса, максимальное приближение изучаемого материала к производственному окружению школы, преподаватель может корректировать время, отводимое на отдельные темы программы, изменять порядок их прохождения, предусматривать вариативность форм организации занятий (семинар, лекция и т. п.) и места их проведения (цех предприятия, животноводческая ферма, мастерские ПУ и т. п.). Паначёва И.Е.
-
Одним из наиболее широко применяемых в преподавании курса методов является беседа.Она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт школьников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Рассказ может применяться, чтобы подкрепить учебную информацию примерами из жизни, истории, художественной литературы. Паначёва И.Е.
-
Практическая часть включает в себя предварительную профдиагностику, как уже было сказано выше, она является одним из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе изучаются характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональная направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья. Паначёва И.Е.
-
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Паначёва И.Е.
-
В школе фактически делается множество выборов, так или иначе связанных с будущей профессиональной деятельностью. Например, школьник выбирает различные кружки, спортивные секции, факультативные занятия и т.п. Он как бы пробует себя в разных видах деятельности. И вполне возможно, что увлечение каким-то занятием определит и его профессиональный выбор. Паначёва И.Е.
-
В старших и выпускных классах остро стоит вопрос о том, что делать после окончания школы. Этот вопрос конкретизируется в следующих вопросах: 1) какую профессию выбрать? 2) куда пойти учиться после школы? Для кого-то вопрос может звучать и так: а стоит ли учиться дальше, ведь так все надоело?…. Паначёва И.Е.
-
Заметим, что выборы во всех этих случаях делаются не окончательные (на всю жизнь). Эти выборы лишь для определенного этапа жизни молодого человека. Как мы уже отмечали, и в дальнейшем профессиональные выборы продолжаются. Поэтому не стоит сильно драматизировать ситуацию, когда школьник не до конца уверен в своем выборе, ведь в дальнейшем его можно будет и подкорректировать. Конечно при этом будет потеряно некоторое время (но совсем не вся жизнь!). И все-таки лучше не ошибаться в любом из важных профессиональных выборов. А вот как не ошибаться при выборе профессии — это уже другой вопрос Паначёва И.Е.
-
Основные советы педагогу-профконсультанту: 1.Понять цель данной работы: определить цель-максимум и цель-минимум в работе с данным классом, с данной группой или в данной школе. 2. Выделить перечень основных проблем и приоритетных направлений работы (с учетом специфики данной группы). 3.Расписать все занятия по дням и часам. 4.Разбросать все темы (проблемы) по этим дням (по принципу: от общеориентирующих проблем — к более конкретным). 5.Составить перечень практических методик, иллюстрирующих теоретические вопросы (желательно, чтобы по времени они занимали даже большую часть, чем «теория» — это важно для работы со школьниками). 6.Разбросать практические занятия по дням, соотнеся их с теоретическими проблемами (важен принцип «чередования»: немного теории — практика, немного теории — практика...). 7.Подобрать разные методики: тесты, опросники, анкеты, игры, игровые упражнения, разбор ситуаций, дискуссионные формы работы и т.п.(использовать принцип «разнообразия»: кому-то больше нравится работать с тестами, кому-то — больше играть...). 8.Рассчитать все по времени... 9.На всякий случай, подобрать несколько теоретических вопросов и практических методик «про запас» (на случай, когда вдруг какие-то темы и методики в данном классе «не пойдут» или когда какие-то методики и процедуры пройдут слишком быстро и останется свободное время, которое «нечем заполнить»). 10.Составить небольшие конспекты для всего курса. Паначёва И.Е.
-
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану: 1. Общие сведения о профессии: Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией. 2. Производственное содержание профессии: Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностям 3. Условия работы и требования профессии к человеку: Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск. 4. Система подготовки к профессии: Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; Паначёва И.Е.
-
Составлять перспективный тематический план рекомендуется в такой последовательности: -определить последовательность занятий, наметив для изучения на каждом из них логически законченную часть учебного материала с учетом времени, предусмотренного программой; -определить типы занятий, выбрать совокупность методов обучения, соответствующих целям и задачам курса; -наметить материально-техническое обеспечение занятий (комплекс дидактических, и в том числе технических, средств обучения), исходя из выбранных форм и методов обучения; -продумать, какие межпредметные и внутрипредметные связи могут служить опорой при изложении материала на каждом занятии. Возможна корректировка перспективного тематического плана. Эта проработка включает в себя: -уточнение перечня знаний и умений, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении темы; -выявление связей темы с общеобразовательными предметами, предметной областью «Технология» в 5—7 классах и профессиональной подготовкой, осуществляемой параллельно с изучением курса; -определение соотношения базовой информации и той, которая связана с производственным окружением школы, оценка технологической, профориентационной значимости и воспитательной направленности материала, отобранного для изучения; -подбор литературы по теме, осуществление организационных мероприятий (посещение предприятий, беседы с их представителями), которые позволяют преподавателю с наибольшей эффективностью (углубленное раскрытие темы, активизация учащихся и т. п.) проводить занятия; -определение уровня доступности, научности изучаемого материала; подготовка материально-технического оснащения занятий по теме, выбор ТСО, других дидактических средств. Паначёва И.Е.
-
При выборе профессии необходимо оценить: ВЛЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ Удачи! Паначёва И.Е.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.