Презентация на тему "Психологические особенности неблагополучных семей" 11 класс

Презентация: Психологические особенности неблагополучных семей
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.1 Мб). Тема: "Психологические особенности неблагополучных семей". Предмет: педагогика. 22 слайда. Для учеников 11 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологические особенности неблагополучных семей
    Слайд 1

    Психологические особенности неблагополучных семей

    Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети (В.М. Целуйко).

  • Слайд 2

    Дисфункциональные семьи с алкогольной зависимостью

    Дети в алкогольной семье: Оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи»). Живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии») Ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»; Испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном). Наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям. Испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому.

  • Слайд 3

    Испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им. Слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением. Заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка. Пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.

  • Слайд 4

    Алгоритм работы с семьями больных алкоголизмом

    Нормализация родительско-детских отношений и снижение их конфликтности. Повышение адекватности реагирования алкогольно- зависимым членом семьи на семейную ситуацию. Повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение. Участие в разрешении латентного семейного кризиса. Информирование родителей о роли и месте семьи в развитии алкоголизма у подростка. Информирование членов семьи о возможных семейных причинах алкоголизма и о признаках скрытого употребления подростком алкоголя.

  • Слайд 5

    Неполная семья

    Для любого типа неполной семьи из-за дефицита мужского влияния характерны: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы; менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек); затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

  • Слайд 6

    Ребенок в семье разведенных родителей: Статистика (в период и после развода родителей): у 37,7% снижается успеваемость в школе; у 19,6% страдает дисциплина дома; 17,4% детей требуют особого внимания; 8,7% детей убегают из дома; у 6,5% возникают конфликты с друзьями. Каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей.

  • Слайд 7

    В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме: 1. Мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было. 2. Мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой. 3. Мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

  • Слайд 8

    «Соблазны», подстерегающие мать, оставшуюся без мужа (Б.И. Кочубей)

    Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни. Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.

  • Слайд 9

    Ребенок в осиротевшей семье проходит несколько последовательных реакций: шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта; отрицание смерти; поиск; отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего; гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость; тревога и чувство вины – ведут к депрессии; боязнь повторного брака родителя.

  • Слайд 10

    Дети рожденные вне брака Мотивы их появления – самые различные: от корыстных до острой необходимости любить и воспитывать, от сознательной готовности к их появлению и воспитанию до полного отсутствия ее, безответственного отношения к рождению и воспитанию ребенка. Неполная неблагополучная семья. Социально-психологические проблемы мамы:одиночество, нарушение коммуникативной компетентности, эмоциональная депривация, агрессивность, социальная дезадаптация, личностная деградация, регресс, избегание контактов, неустойчивое настроение. Социально-психологические проблемыдетей: психологический дискомфорт, дезадаптация, низкий уровень социального и умственного интеллекта, склонность к асоциальному поведению и бродяжничеству.

  • Слайд 11

    Правила, которые являются общими в работе с любым типом неполной семьи

    Специалист не должен брать на себя роль авторитетного лидера, единственного источника достоверной информации и знатока, способного решить любую семейную проблему. Специалист, к которому обратились за помощью, лишь сообщает информацию об особенностях развития и поведения ребенка, раскрывая зону альтернативных решений проблемы. Право выбора того или иного решения сохраняется за родителем. Специалист не должен интерпретировать и оценивать поведение родителя или ребенка. Его задача – оказание психологической поддержки в продуктивной постановке семейной проблемы, ее анализе и успешном разрешении самими членами семьи.

  • Слайд 12

    Неблагополучная семья, имеющая ребенка-инвалида

    Типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза. Вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности. Часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком. Родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов. Проявляют к ребенку гиперопеку. Заключительная реакция – эмоциональная адаптация.

  • Слайд 13

    Социально-психологические проблемы родителей: страх, социальная изоляция, горе, психоэмоциональное напряжение, депрессия, фрустрация, коммуникативные проблемы, расстройства личности, закрытость, аутистические тенденции, алкоголизация. Социально-психологические проблемы детей:чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск.

  • Слайд 14

    Социальный педагог, психолог организует оказание помощи родителям в воспитании детей-инвалидов: встречи и консультации со специалистами (дефектологами, психиатрами, логопедами); обмен опытом обучения и воспитания детей вне школы; создание условий для систематических контактов педагогов и родителей учащихся, между родителями этих детей; создание благоприятных отношений между школой и различными фондами, организациями и родителями, имеющих детей с отклонениями в психологическом развитии.

  • Слайд 15

    Семьи со скрытой формой неблагополучия

    Недоверчивая семья: повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности; слабые контакты с окружающими; нередки длительные конфликты с родственниками; в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка. Дети в недоверчивой семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям; подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками; конфликты с учителями и воспитателями; непризнание детьми ошибок и собственной вины; трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха

  • Слайд 16

    Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем; склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны; семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий); семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты. Дети в легкомысленной семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

  • Слайд 17

    Хитрая семья: ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами; часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам; стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых; к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение. Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых; у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!  

  • Слайд 18

    Семьи, ориентированные на успех ребенка: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо); упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов; у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи; срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).

  • Слайд 19

    Дети в семьях известных людей: Первый тип поведения – многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству; испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания; эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя ведут праздный образ жизни. Второй тип поведения – тяжело переживают бремя родительской славы; тяготятся повышенным интересом окружающих; стремятся превзойти своих знаменитых родителей; страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

  • Слайд 20

    Семьи состоятельных людей: семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса; тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников; родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам). С одной стороны, детям приятно, что их родители занимают высокое положение в обществе, а с другой – они лишены элементарных детских радостей, заключающихся в возможности какую-то часть времени проводить с родителями, обсуждать с ними свои дела и проблемы и т. п. Подобное дисгармоничное воспитании не может не отразиться на психике детей, мешает им чувствовать себя счастливыми и необходимыми.

  • Слайд 21

    Порядок деятельности:

    определение причин и типа кризисной семьи; оценка своих возможностей и ограничений (список и того и другого); постановка целей и определение задач; распределение ответственности между всеми субъектами сопровождения; прогноз результатов, определение временных этапов; подбор инструментария; реализация индивидуальной программы сопровождения.

  • Слайд 22

    Мониторинг семейной динамики:

    исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей; выделение функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы; отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы. Следующим шагом выступает определение реабилитационногоинструментария, необходимого в работе с той или иной семьей. Для каждой категории семей необходимо подбирать адекватные способы воздействия в зависимости от величины реабилитационного потенциала. Категоризация семей приведет к более эффективному распределению и использованию ресурсов различных помогающих служб.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке