Содержание
-
Психологический климат класса
Составила педагог – психолог МОБУ «Гимназии №3» Мальцева В.В
-
Психологический климат в классе – многокомпонентная стратегия, которая отражает особенности школьной культуры, но не ограничивается ими.
-
Психологический климат в классе иногда называют
окружением в классе психосоциальным окружением атмосферой фоном экологией средой
-
Качество психологического климата
Качество климата в классе – важнейший компонент успеваемости учеников. Они учатся лучше, если позитивно воспринимают педагога или одноклассников
-
Оценка психологического климата
Оценить климат в классе помогут три фактора: Отношения Личностное развитие Системная поддержка
-
Отношения
В какой степени ученики в классе поддерживают друг друга и помогают друг другу
-
Личностноеразвитие
Как идёт личностный рост и самосовершенствование учеников
-
Системнаяподдержка
Порядок и дисциплина в классе Ясное понимание педагогом своих целей и ожиданий Контроль и реакция на изменения
-
Отношения
Ученики с особыми образовательными потребностями часто испытывают негативные эмоции связанные с неудачей, отвержением, враждебностью. Потому многие привыкли не доверять одноклассникам, они не верят, что способны вписаться в классное окружение. Всё это говорит о заниженной самооценке, может привести к депрессиям, гневу, тревожности, страху
-
Учитель может разорвать этот порочный круг, если он:
Понимает чувства учеников и старается создать для них эмоционально благоприятное окружение, которое усиливает положительные эмоции и ослабляет негативные Осознаёт, что каждый день ученики приходят в школу с разным настроением и эмоции могут мешать им Старается шире опираться на положительные эмоции в процессе преподавания Создаёт в классе атмосферу стабильности и повторяемости, безопасности, и теплоты, эмпатии, поддержки, уверенности, ощущение причастности, справедливости и спокойствия
-
Даёт понять ученикам, что они в равной степени важны, что он полностью принимает каждого как личность, несмотря на сложности в учёбе Развивает «настоящие отношения», когда ученики принимают друг друга, чувствуют заботу, уважение и теплоту, а возможно и сострадание, когда отсутствуют манипуляции Поддерживает учеников, даёт им почувствовать свою сопричастность: «Моим учителям нравится видеть меня в школе», «Мне не нравится болеть и пропускать школу Каждому ученику в классе отводит свою важную роль, а в классе создаёт сообщество учеников В подходящих ситуациях использует юмор, чтобы избавиться от напряжённости и сделать учёбу более весёлой
-
Личностное развитие
Ученики с особыми образовательными потребностями настолько недооценивают свои способности, что вообще не ставят перед собой никаких целей. Другие, случается, ставят перед собой цели, превосходящие их возможности, а третьи – социально неприемлемые
-
Учитель должен:
Помогать ученикам ставить перед собой долгосрочные цели в учёбе и в жизни(«Я хочу хорошоучиться, заниматься спортом и иметь близких друзей») Чаще говорить с учениками о целях, показывать, как их достижение связано с учёбой («Если ты, Руслан, хочешь работать с компьютерами, тебе нужно понимать…») помогать им в размышлениях о движении к целям Подчёркивать важность цели, сути образования, заключающейся в обретении понимания жизненных процессов, а не просто в демонстрации своих способностей или превосходства над одноклассниками
-
Учитель должен
Помогать преобразовывать общие цели в конкретные намерения и обязательства, представляя их в виде задач, вспомогательных краткосрочных целей («Я хочу окончить школу со специальностью» «Я хочу прочитать эту книгу за неделю, чтобы приступить к следующей») Научить определять приоритеты и выбирать между противоречащими друг другу целями («Я хочу хорошо учиться и достичь успехов в спорте, но понимаю, что учёба важнее для моего будущего») Постоянно поддерживать обратную связь, чтобы поддерживать продвижение учеников к целям
-
Учителю следует понимать, что есть предел, до которого он может мотивировать учеников
Ученики в конечном счёте сами ответственны за своё образование: «Денис, я могу помочь тебе учиться и указать правильное направление, но учиться вместо тебя я не могу!»
-
Учителю следует осторожно решать проблемы с мотивацией
Ведь у каждого человека есть свои ценности и свои цели, их нужно уважать как реальность, независимо от того, какими по мнению учителя, они должны быть. Учителю стоит хотя бы один раз в неделю проводить время с каждым из учеников наедине
-
Учитель должен быть терпеливым, но твёрдым по отношению к ученикам с постоянными проблемами в области мотивации
«Я вижу, что ты думаешь об учёбе, Кристина, но давай сделаем как можно больше сегодня, оставшимся займёмся завтра. Я думаю, что в итоге у тебя всё получится»
-
Системнаяподдержка
Часто ученики с особыми образовательными потребностями думают, что вообще не способны учиться. Это ощущение подкрепляется педагогов и родителей, которые не ожидают от него многого
-
Учителю надо:
Верить, что все его ученики могут учиться, что они могут освоить основные положения учебного плана Постоянно стремиться повышать ожидания самих учеников и их родителей Помочь ученикам осознать, что успехзависит не только от способностей, но и от затраченных усилий Не требовать невозможного Поддерживать у учеников веру в собственные способности («Я могу сделать почти всё, если постараюсь», «Если я могу что-то понять в математике, то смогу понять и в естествознании», «Если я настойчиво занимаюсь, то смогу выучить»,) Давать ученикам достаточно времени для того, чтобы задавать вопросы и участвовать в обсуждениях Устанавливать чёткие правила и границы
-
Некоторым ученикам трудно следовать социальным правилам, и они стремятся целенаправленно эти правила нарушать
-
Учитель должен:
Уделять особое внимание тому, чтобы соблюдались основные правила, донести до всех учеников, что классные обязанности и правила составляют важный компонент учебной среды Свести требования и правила к необходимому минимуму, чтобы сохранять порядок в классе Говоря о правилах давать модели желательного поведения (например: «На переменах ходите не спеша», а не «Бегать запрещено») Убедиться в том, что правила единообразны у всех педагогов школы Разрабатывать правила с участием учеников и педагог, чтобы ответственность за их соблюдение лежала и на учителях, и на учащихся
-
Планировать переход от одного занятия к другому, чтобы свести к минимуму непослушание (использовать картинки – подсказки, чтобы помочь ученикам особыми образовательными потребностями напомнить необходимые действия) Показывать детям, как выглядит приемлемое и неприемлемое поведение и какая за этим следует реакция Быть твёрдым, но не авторитарным, помнить, что управление классом – важный, но недостаточный фактор успешной учёбы
-
В современной школе учитель больше не должен стоять у доски, когда ученики сидят за партами.
Сегодня педагоги больше воспринимаются как «менеджеры» учёбы. Они до сих пор уделяют время обучению класса в целом, но также проводят много времени, перемещаясь от ученика к ученику и при необходимости помогая каждому
-
Какой же должна быть позиция учителя в классе?
Находитесь там, где вас хорошо видно всем ученикам Постоянно устанавливайте зрительный контакт с учениками и периодически осматривайте весь класс, чтобы предупредить нежелательное поведение Входите на «территорию» учеников, не оставайтесь на позиции учителя; пермещаясь по классу, вы сможете заметить признаки нежелательного поведения и поощрить поведение правильное
-
Проследите, чтобы в классе не было «укромных уголков», где ученики, желающие избежать участия в уроке, могли бы скрыться от взгляда Нежелательное поведение проходит несколько фаз, прежде чем превратиться проблему, поэтому следует быть бдительным и замечать первые же признаки и быстро на них реагировать; иногда бывает достаточно показать невербально; вы заметили, что происходит
-
Все исследования показывают, что климат в классе – один из ключевых компонентов, влияющих на успеваемость
Создание позитивного климата в классе - основная характеристика успешного учителя
-
Голландское исследование показало, что те педагоги, которые воспринимаются как понимающие, готовые помочь,дружелюбные, не очень строгие, но демонстрирующие лидерские качества помогают ученикам достичь большего
Те учителя, которые выглядели неуверенными, недовольными учениками и строгими, достигали худших показателей
-
Некоторые исследователи говорят о том, что педагоги склонны более позитивно оценивать климат в классе, чем ученики. Такая оценка должна быть скорректирована с помощью обратной связи
-
В классических исследованиях, прошедшем в 80 начальных школах США, было обнаружено, что способы реагирования на неприемлемое поведение у эффективных и неэффективных педагогов не различаются
Различие состоит в том, как они предотвращают появление неприемлемого поведения.
-
Эффективные педагоги
находятся в контакте с учениками и всегда знают, чем они заняты; уделяют внимание нескольким делам одновременно, их не отвлекает поведение учеников; они чувствуют, когда нужно сменить темп урока; вовлекают весь класс в выполнение задания и дают ученикам разнообразные стимулирующие задания
-
Возможные риски
Учитель может излишне сконцентрироваться на содержании обучения и стратегиях преподавания и не понимать, какую роль играет атмосфера в классе. Качество психологического климата в классе оказывает значительное влияние на успеваемость учеников. Они успевают лучше, если находятся в эмоционально безопасном и предсказуемом окружении, которое помогает им ставить позитивные цели и мотивирует к учёбе
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.