Содержание
-
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
-
В нашей школе проводится обучение по общеобразовательной программе. К учащимся необходим специальный подход и совместная работа сразу нескольких специалистов: логопеда, психолога и других. Нам часто приходится встречаться с наиболее сложной и специфичной формой ЗПР – задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Наиболее частыми причинами этого поражения являются: патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегетососудистой дистанией). ЗПР церебрально-органического генеза подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности. (Классификация ЗПР К. С. Лебединской).
-
Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность. Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. У учащихся с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой. Имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Они замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.
-
Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обуславливает большие трудности при обучении грамоте. В структуре дефекта познавательной деятельности большое место занимают нарушения памяти, причем нарушенной оказывается как непроизвольная, так и произвольная ее сторона. Снижение произвольной памяти представляет одну из значимых причин неуспеваемости этих детей. Школьники с ЗПР с большим трудом запоминают условия задачи, быстро забывают прочитанное.
-
Большая часть учащихся нашей школы характеризуются определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумением контролировать свои действия. У них часто отсутствует этап ориентировки в задании. Так, учащиеся не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием. При выполнении мыслительных задач они часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью. Процессу мышления свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражителям, слабая интеграция отдельных процессов.
-
Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. У учащихся с ЗПР наблюдается следующие нарушения внимания: нарушение концентрации внимания как следствие утомления; неадекватное колебание внимания, что является отражением незрелости нервной системы; чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется; - «генерализация и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточится на несущественных признаках. Ребенок не может этого сделать из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий; - «прилипание» (персеверация) внимания, выражающаяся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
-
Описанные нарушения внимания отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми. Особенно часто у учащихся наблюдаются нарушения моторики. Необходимо выделить следующие признаки ее недоразвития: неловкость движений; нарушение координации движений; гиперактивность; - синкинезии; повышенный мышечный тонус. Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут, не отразится на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция а, следовательно, здесь большой простор для работы всех специалистов, занятых с данной категорией детей.
-
Спасибо за внимание !!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.