Содержание
-
Работа в группах как способ формирования коммуникативной компетентности
1 Учитель истории Коновалова Ольга Леонидовна МОУ «Зуевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьский район 2010 г.
-
2 Понять Принять Применить
-
3 Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
-
Ключевые компетентности
4 Коммуникативная компетентность Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность
-
Обучение кооперации — насущная задача школы
5 Умение успешно работать в группе - одно из основных требований при приеме на работу. Сегодня дети проводят больше времени перед телевизором, чем в играх со сверстниками. Поэтому навыки кооперации, которые ранее в значительной степени стихийно формировались социальной средой, теперь надо осваивать в школе. Чтобы выполнять обязанности полноправного гражданина, житель современной России должен обладать немалой коммуникационной компетентность. Педагогическая эффективность кооперации в обучении давно доказана.
-
Кооперация, конкуренция и «невзаимодействие»
6 Конкуренция Невзаимодействие Сотрудничество Взаимозависимость Отрицательная Отсутствует Положительная
-
Преимущества кооперирования
7 Повышение уровня осмысления материала. Рост числа нестандартных решений. Перенос ЗУН, полученных в группе, в ситуацию индивидуальной работы. Позитивное отношение к изучаемому материалу. Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.
-
Принципы гуманистической педагогики
8 Равноправие Содружество Партнёрство Сотрудничество
-
Учебные группы и эффективность их работы
9 Псевдогруппы Традиционные (обычные) учебные группы Эффективные группы - Дружная команда
-
Принципы кооперации в обучении
10 1.Принцип позитивной взаимозависимости или «Почему мы нужны друг другу?» Взаимозависимость по результату. Ролевая взаимозависимость. 3. Взаимозависимость по ресурсу. 4. Взаимозависимость по успеху (оценке). 5. Взаимозависимость по задаче.
-
Принципы кооперации в обучении
11 2.Индивидуальная оценка работы членов группы «Учимся вместе, результаты работы каждый демонстрирует сам»
-
Принципы кооперации в обучении
12 2. Индивидуальная оценка работы членов группы Старайтесь использовать группы с небольшим количеством учащихся. Давайте индивидуальное контрольное задание каждому школьнику. Назначайте по завершении работы одного случайно выбранного члена группы для выступления от имени всей группы. Наблюдайте за работой группы и фиксируйте, насколько активно каждый из ее членов участвует в работе. Используйте мудрецов. Поручите одному из членов группы следить за тем, чтобы каждый учащийся понимал все принимаемые группой решения и мог представить результаты совместной работы от лица всей группы. Используйте прием «взаимное обучение», давайте школьникам задание объяснить своим товарищам выученный материал.
-
13 3. Принцип максимизации непосредственного взаимодействия между учащимися
-
14 4. Принцип целенаправленного обучения навыкам групповой работы
-
15 5.Принцип систематической рефлексии хода учебной работы Сформулируйте стоявшую перед группой цель. Составьте перечень действий группы. 3. Вспомните и обсудите действия каждого члена группы и укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие — нет. 4. Решите, какие из действий можно продолжать по-прежнему, а какие желательно изменить.
-
16 Чтобы рефлексия прошла успешно, учителю надо обеспечить выполнение пяти ключевых условий: не спешить, выделить на рефлексию достаточно времени; ясно и полно формулировать свои ожидания относительно результатов рефлексии; напоминать о необходимости использовать навыки групповой работы в процессе проведения рефлексии; обращать внимание на положительные сдвиги в работе группы и ее членов.
-
Структуры организации работы в группе
17 Круглый стол Члены группы поочередно (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают. (Возможный вариант: говорящий держит жезл спикера. Передать жезл другому члену группы, значит передать ему слово.)
-
18 Обсуждение по кругу Порядок работы группы такой же, как на «Круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
-
19 1—2—все Каждый член группы работает над подготовкой материала самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант материала.
-
20 «Цвета» Учащиеся в классе разбиты на группы, каждая группа имеет условия для совместной работы. Каждый школьник в группе получает этикетку определенного цвета (как вариант — номер). Учитель дает задание группам. Учитель предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в знак того, что задание выполнено. Группы работают. По завершении работы они подают установленный сигнал. Учитель объявляет цвет, и только один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос. Учитель реагирует на ответы учеников.
-
21 «Трехшаговое интервью» Учащиеся разбиты на группы по 4 человека. Один ученик интервьюирует другого. Затем происходит смена ролей: тот, кто раньше отвечал, спрашивает. Каждый учащийся рассказывает группе, что он узнал в ходе интервью.
-
22 «Мозаика» Выделяются несколько (3—5) аспектов изучаемого материала. Класс разбивается на группы по несколько (3—5) человек. Каждый член группы специализируется на одном из выделенных аспектов (эксперт по данному аспекту). Члены групп расходятся по экспертным группам, каждая из которых концентрируется на одном аспекте изучаемого материала. В экспертную группу входит по одному эксперту от каждой группы. Экспертная группа разрабатывает свой аспект изучаемого материала и готовит по нему сообщение. Эксперты возвращаются в свои группы. Каждый эксперт делает сообщение по своему аспекту изучаемого материала и добивается, чтобы этот аспект усвоили все члены группы. Итоговая проверка освоения материала всеми членами группы и подсчет очков, полученных каждой группой.
-
23 «Мозговой штурм» Шаг 1. Порождаем идеи (помогая друг другу). Учитель формулирует проблему, которую надо решить, и просит группы изобрести возможные способы решения. Члены группы оглашают идеи по мере их возникновения. Время на выдвижение идей ограничено. Все идеи предлагаются в сыром, необработанном виде, по мере того как они «приходят в голову». Все без исключения идеи — и серьезные, и шутливые — принимаются и фиксируются. Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание. Критические замечания не допускаются ни в какой форме.
-
24 «Мозговой штурм» Шаг 2. Анализируем и отбираем идеи. Все предложенные идеи группируются и рассматриваются по одной. Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее. Пока один говорит, остальные слушают. Каждый участник обсуждает достоинства и недостатки предложенной идеи. Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал. Рассматриваются возможные комбинации предлагаемых идей. Каждая из обсуждаемых идей оценивается как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей проработки. Формулируется решение поставленной проблемы.
-
Подходы к использованию групповой работы в классе
25 При подготовке к уроку спланировать: как организовать рабочее пространство в учебной комнате; какое количество учеников должно быть в группе; кто должен входить в каждую группу; как распределить роли участников в группах; как обеспечить условие положительной взаимозависимости в группах; какие материалы подготовить и когда раздать.
-
26 Дать задание учащимся: объяснить содержание и цель работы; описать способ индивидуальной оценки работы членов группы; задать условия для возникновения эффективных групп; задать условия успешного выполнения работы; описать ожидаемое поведение участников группы.
-
27 Контролировать ход работы групп: оперативно помогать группам и участникам по мере необходимости; вести оперативный учет работы членов группы; следить за соблюдением трудовой и производственной дисциплины.
-
28 Организовать рефлексию, в ходе которой члены групп: вспоминают выполнявшиеся в группе действия; определяют, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить; принимают план совершенствования работы группы и ее членов.
-
29 Сложились следующие подходы к использованию групповой работы в классе: При составлении тематического планирования. При подготовке к уроку.
-
Причины неудач в работе группы
30
-
Содержание обучения: умения и навыки групповой работы
31 «…трудности, с которыми школьники сталкиваются при организации групповой работы, показывают нам, какие навыки им надо осваивать». Спенсер Каган
-
32
-
33
-
34
-
35 Умения и соответствующие им роли, где эти умения хорошо проявляются
-
36 Умения и соответствующие им роли, где эти умения хорошо проявляются
-
Формирование умений и отработка навыков групповой работы
37 Демонстрация Обучение использованию парафраз Вовлечение учащихся в обсуждение нужного навыка или роли Обсуждение, какие коммуникационные умения важны, например, для бодрилы «Театр» (инсценирование) Моделирование.
-
38 Демонстрация
-
39 Освоение ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РАБОТОЙ ГРУПП
-
40 Проведение рефлексии Рефлексию часто проводят в виде «Круглого стола» Самое эффективное средство коррекции поведения учащихся — самооценка.
-
Элементы техники организации групповой работы
41 Планирование работы Начните занятие с инструктажа. Обратите внимание на особенности задания и на поведение, которое ожидаете от школьников. Напомните об освоении навыков групповой работы, о важности внимательного исполнения соответствующих ролей. Не затягивайте инструктаж, уложите его в 2—3 минуты. Если для выполнения задания требуется знакомство с новыми понятиями, запланируйте вводный урок, на котором школьники получат необходимую начальную подготовку. Для того чтобы настроить школьников на работу в группах, проведите короткую «разминку». Подготовьте для школьников письменную инструкцию.
-
42 Формирование групп Группы могут быть сформированы: школьниками по их выбору, назначены учителем, образованы по жребию.
-
43 Формирование групп Обычно используют четыре способа формирования. Это группы: разнородные, случайные, по интересам однородные.
-
44 Количественный состав группы
-
45 Количественный состав группы
-
46 Количественный состав группы
-
47 Подбор Членов группы Лидер Лидер
-
48 Размещение учащихся на рабочих местах
-
49 Переформирование групп Прощание с партнерами по старой группе коллективный фотоснимок на память, каждая группа пишет прощальное обращение к классу. каждый член группы рассказывает классу, чему он научился у своих партнеров по группе. каждый член группы пишет прощальное письмо каждому из товарищей по группе на тему. «листок в альбом».
-
Руководство работой класса
50 Параллельное выполнение действий «Вы разбиваетесь по группам. На каждом столе — таблички с именами участников группы. Покажите, как вы умеете спокойно и быстро это делать».
-
51 Нормы поведения при работе в классе Личная ответственность. Я сам буду: просить помощи у одноклассников; оказывать помощь одноклассникам; вежливо обращаться к одноклассникам и выражать им свою признательность за оказанную помощь; подбадривать одноклассников, воодушевлять их.
-
52 Нормы поведения при работе в классе 2. Групповая ответственность. Мы отвечаем: за решение задач (самостоятельно решаем наши проблемы); за вопросы (мы спрашиваем сначала членов своей группы и только после этого — учителя); за взаимопомощь (мы помогает другим группам, одноклассникам, учителю); за соблюдение тишины (мы говорим так, чтобы нас слышали все члены нашей группы, а не соседи).
-
53 Управляющие сигналы «Внимание!» «Тишина!»
-
54 Форма указаний Малые порции Демонстрация Проверка понимания Структурирование работы группы Вопрос от группы Доброе внимание Наблюдение и консультация Анализ результатов работы Идеальное управление работой класса Общение с классом
-
55 Взаимная проверка результатов работы Подготовка правильного варианта работы Письмо в парах Подготовка устного выступления
-
56 «То, что дети могут сделать вместе сегодня – завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Л.С.Выготский. «За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете». Д.Рокфеллер.
-
57 «Это бессмысленно», – сказала Причина. «Это не разумно», - сказал Разум. «Это смешно», - сказала Гордость. «А давай попробуем!», - сказала Мечта.
-
Источники
А.Ю.Уваров. Групповая работа: кооперация в обучении. М.2011 г. 58
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.