Содержание
-
Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью посредствам техники Квиллинг
Выполнила: Манина Елена Петровна
-
Актуальность
Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи.
-
Одним из нетрадиционных способов развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является занятие квиллингом.
-
Что же такое квиллинг?
Считается, что искусство возникло в Европе (по другим сведениям на Ближнем Востоке и в Древнем Египте, где монахини создавали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье перо) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
-
Цель:
развитие мелкой моторики рук посредством техники киллинг.
-
Задачи:
Образовательные: -развивать умения и навыки работы в технике киллинг; -знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона; расширять запас знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, многообразии оттенков. Социально-коммуникативные: -содействовать развитию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми; - получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия. Коррекционно-развивающие: -развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка; - развивать мелкую моторику рук, двигательную координацию, глазомер. Воспитательные: -развивать социально значимые качества личности, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма; -воспитывать терпение, усидчивость, чувства удовлетворения от совместной деятельности.
-
Продолжительность проекта:сентябрь 2016 – май 2017 (долгосрочный). Вид проекта: творческий. Участники проекта: воспитатель и учащиеся 1-2 класса (6 чел.).
-
Механизм реализации проекта
Координатором проекта по дополнительной образовательной услуге является Администрация ГБОУ РМЭ «Марийский институт образования». Исполнителем проекта является воспитательГБОУ РМЭ «Октябрьская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Манина Елена Петровна.
-
Реализация проекта включает три последовательных этапа:
-
Принципы построения занятий
системность и последовательность подачи материала; наглядность обучения; цикличность построения занятий; доступность; развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
-
Методы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
-
Материально - техническое обеспечение
Помещение: групповая комната. Инструменты: цветная бумага для принтера, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей ПВА, зубочистки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка. Демонстрационный материал: образцы готовых работ, образцы композиций, инструкционные карты. Иллюстративный материал: изображения по тематике занятия.
-
Формы подведения итогов реализации проекта
выставки детских работ; участие в районных и республиканских конкурсах художественно-эстетической направленности; творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете; создание мини-музея.
-
Риски проекта
Техника бумагокручения может вызвать трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы решаются. Во время занятия бумагокручением необходимо проводить пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.
-
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данному проекту дети: - разовьют мелкую моторику рук и глазомер, внимание, память, мышление, пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазию; - приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с бумагой; - познакомятся с искусством бумагокручения; - будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; - научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; - улучшат свои коммуникативные способности, овладеют навыками культуры труда.
-
Мониторинг
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы выявить педагогическую эффективность реализации проекта. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
-
Методика обследования уровня развития мелкой моторики рук
Задание №1 Цель: выявить уровень умения детей принять правильную позицию пальцев. Задание №2 Цель: выявить уровень умения детей последовательно выполнять движения руками. Задание №3 Цель: выявить уровень умения детей правильно держать карандаш, проводить линии. Задание №4 Цель: выявить у детей уровень сформированности координации движений , содружество рук.
-
Результаты диагностики мелкой моторики рук
-
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект может иметь значимость для других образовательных учреждений и результаты проекта могут быть внедрены в деятельность коллег.
-
Методологической основойпроекта являются методические пособия
.Г. Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. Ханна Линд. «Бумажная мозаика». – М: Айрис-Пресс, 2007 г. Джун Джексон. «Поделки из бумаги». Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. «Мастерилка. Я строю бумажный город». Мир книги «Карапуз», 2009 г. Н. И. Докучаева «Мастерим бумажный мир. Школа волшебства». Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г. А. Н. Быстрицкая. «Бумажная филигрань». – «Просвещение», Москва 1982. Р.Гибсон. «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы».- «Росмэн», Москва 1996. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент». - «Университет», Москва 2000. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». - Полигон С.-Петербург 1998. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей» – М: Просвещение, 1990 З.А. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада» – М.: Просвещение, 1992. О. В. Добина «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников» – М: Сфера, 2001.
-
Продукты деятельности
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.