Содержание
-
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАТА
Презентацию подготовила: Воспитатель ГБДОУ № 1 Иванова Марина Юрьевна
-
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка можно уже в течение первых пяти месяцев.
-
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ)
Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. Лучше, если технику массажа покажет опытный массажист, однако самые простые приемы можно освоить самим. Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
-
Массаж включает в себя следующие типы движений:
"ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад – вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки. "КАТОК". И.п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки. "БУРАВЧИК". И.п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.
-
"СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки. поглаживание: совершается в разных направлениях. растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее). массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным). сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец поочереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
-
АКТИВНАЯ ГИМНАСТИКА (ИГРЫ)
Игры для детей от 2-х месяцев: Вот какие разные Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение не только развивает моторику, но и позволяет развивать тактильные ощущения. Взрослый при этом должен «комментировать» предмет («этот шарик гладкий», «этот ёжик колючий» и так далее).
-
Игры для детей от 9-ти месяцев:
Сборные матрешкиСначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру (после двух лет это должна быть уже тройная матрешка). ПирамидкиДля начала нужно использовать классическую пирамидку. То есть такую, у которой кольца равномерно уменьшаются к вершине (это поможет развить логическое мышление ребенка). Обведи по контуруНужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов (например: домик, дерево, машинка и так далее) и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру. Чашки-ложкиРебенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль или орехи.
-
Игры для детей от полутора лет:
Сильные ладошкиРебенок сжимает резиновые игрушки (самое лучшее - резиновый ежик, так как иголки воздействуют как массажер). МозаикаСначала нужно выкладывать простые фигуры (дорожки, цветочки, квадратики), а затем переходить к более сложным (домики, машинки, елочки). КонструкторВеличина деталей и «сложность конструкции» зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций (например, с построения башенки). Лепка из пластилинаНачинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания (шарик, морковка, змейка). Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.
-
УПРАЖНЕНИЯ С БУСИНАМИ
БусиныВеличина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Нанизывание бусин: Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Выкладывание фигур с помощью бусин: Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения - научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т.д.
-
УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ
Упражнения с прищепками: Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки ребенка в свои и выполните упражнение в месте с ним.
-
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ С ПРИЩЕПКАМИ
-
Забавные картинки Рисуем по манной крупе Счетные палочки Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков
-
Маленький скульпторЛепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
-
УПРАЖНЕНИЯ С ПУГОВИЦАМИ
Застегни пуговку: Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку - в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка
-
УПРАЖНЕНИЯ С ТРАФАРЕТАМИ
Самодельные трафареты: Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно "пухлыми". Хороший выход - вырезать их из куска линолеума.
-
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений:
-
ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Зайчик: Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек: Бегаем указательным и средним пальцами по столу. Ёжик: Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить Очки: Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
-
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями;
-
ПОТЕШКИ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
СорокаСорока, сорока, сорока-белобокаКашку варила, детишек кормила.(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) Этому дала, этому дала,Этому дала, этому дала.(по очереди загибают пальцы, начиная с большого) Этому не дала: ты воды не носил,Дров не рубил, каши не варил - Ничего тебе нет!(мизинец не загибается) Ладушки- Ладушки, ладушки! Где были?- У бабушки.- Что ели?- Кашку.- Что пили?- Бражку.Кашку поели, бражку попили.(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) Шу-у-у...полетели!На головку сели, петушком запели.Ку-ка-ре-ку!(поднимают руки вверх и опускают на голову)
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.