Содержание
-
Развитие речи у детей с РАС от 0-3 лет Выполнила: учитель-логопед «МАДОУ Детский сад №6» Мельникова Т.Н. г. Гусев, 2017 г.
-
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
-
-
-
Таким образом, необходимо отметить, что отсутствие взаимодействия с окружающими у аутичных детей наблюдается с самого рождения. В анамнезе у большинства детей отмечается слабая выраженность голосовых реакций на первом году жизни. Как правило, отсутствуют певучее гуление, активный лепет, дети не используют лепет и жест как средство коммуникации. Отсутствует интонационная выразительность голосовых реакций, интонационно-мелодическая имитация простой фразы, не бывает попыток произнести вслед за взрослым звук или слог, к концу года не появляются типичные слова. Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего, что делает ребенок с нормой развития первого года жизни. То, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, становится объектом аутостимуляции.
-
Речевые нарушения у аутистов разнообразны и включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня: 1. Нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.); 2. Речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм; 3. Речевые нарушения кататонической природы (вербегерации, эхолалии, эгоцентрическая, затухающая, внутренняя речь, мутизм, скандированное, растянутое или ускоренное звукопроизношение, паралингвистические нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.); 4. Психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня; 5. Расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций, контаминации и др.).
-
В классификации детского аутизма О.С.Никольская, описывая каждую группу, раскрывает широкий спектр речевых нарушений
-
Для первой группы характерно полное отсутствие речи, мутизм. Важно отметить, что нарушения развития речи проявляются в контексте более общего нарушения коммуникации. Ребенок не использует никаких невербальных средств общения. Гуление и лепет детей первой группы напоминают скрип, скрежет, бормотание, щебет, свист, часто звуковысотное интонирование, также не носят коммуникативной направленности. В некоторых случаях мутизм наступает после периода речевого развития: появления первых слов, фраз, в других – речь не развивается вовсе. Однако зачастую у мутичных детей отмечаются вокализации и эхолалии, как проявления пассивного полевого поведения. Несмотря на отсутствие внешней коммуникативной речи, внутренняя может сохраняться и даже развиваться. Дети могут самостоятельно овладеть чтением, что в дальнейшем может использоваться для установления коммуникации.
-
Дети второй группы пользуются телеграфно свернутыми речевыми штампами, типичны эхолаличные ответы. Перестановка местоимений, речь напряженно скандирована. Основными трудностями детей этой группы является то, что речевые навыки усваиваются и фиксируются ими в готовой, неизменной форме и используются только в определенной ситуации. Аутичные дети накапливают речевые штампы, это и объясняет склонность к эхолалии, телеграфному стилю речи, отсутствие местоимений первого лица, использование инфинитивов. Дети в своей речи используют высказывания окружающих, цитаты из мультфильмов, книг, рекламы. Аутичный ребенок не отделяет себя от ситуации и использует речь как регулятор происходящего. Речь не используется для коммуникации, также как и невербальные средства общения: дети не пользуются жестами, мимикой, интонацией. У детей второй группы, как отмечает О.С. Никольская, в речевом развитии наблюдается асинхрония, при очень бедной бытовой речи отмечаются «задатки общей языковой одаренности», вызывающие появления «неологизмов». Дети могут самостоятельно овладеть глобальным типом чтения, не выполняющим, однако, коммуникативную функцию, а направленным на стереотипное воспроизведение аффективно значимых, слов, фраз, стихотворений и т.д.
-
Речевое развитие аутичных детейтретьей группы своеобразно. Они рано набирают большой словарный запас, начинают говорить сложными фразами. Их речь усваивается также с помощью цитат, только сложных и развернутых, поэтому она выглядит очень взрослой. Тем не менее, эта группа наиболее активна в усвоении речевых форм. Основной проблемой данной категории детей является неспособность вести диалог, учитывать собеседника, в речи детей преобладают монологи ненаправленные на коммуникативное взаимодействие. Эти особенности проявляются в просодической стороне речи, нарушена регуляция темпа, ритма, высоты голоса. Дети третьей группы не сосредоточены на звуковом оформлении речи, для них не характерны словесные игры, игры с рифмами, звуками, они предпочитают произносить длинные сложные фразы. Дети четвертой группы испытывают незначительные затруднения в диалоговой речи, что усугубляется при необходимости устанавливать контакт с незнакомым человеком.
-
Специфичные особенности: • Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает общения, ухудшая возможности своего речевого развития. Его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем, очевидно, сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является позднее появление в речи местоимения "Я" и других личных местоимений в первом лице. • Характерной для всех вариантов речевого развития при детском аутизме является в той или иной форме выраженная стереотипность речи; часта склонность к словотворчеству, "неологизмам". Почти у всех детей становление речи проходит через период эхолалий, в ряде случаев эхолалии сочетаются с речевыми персеверациями и логореей с обилием словесных замен, сходных с вербальными и литеральными парафазиями.
-
• При общем нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, рифмование, пение, коверканье слов, декламация стихов наизусть "километрами". Но для взаимодействия используется только скудный набор речевых штампов. • У всех детей с разными вариантами проявления речевых нарушений встречается недостаточность понимания, осмысления речи, непонимание переносного, скрытого смысла, метафор, пословиц, поговорок, эпитетов и т.д. Отмечается недостаточное развитие номинативной функции слова, ригидность речи. • Необходимо отметить особенности просодического компонента речи у аутичных детей. Часто отмечается копирование интонаций окружающих, с другой стороны нарушения темпо-ритмической и интонационной стороны речи. Голос монотонный, невыразительный, тихий, прерывающийся выкриками, визгом.
-
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевого взаимодействия, для данной категории детей становится объектом особого внимания, источником аутостимуляций. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления. Для развития речи аутичных детей характерно своеобразное асинхронное развитие различных компонентов языковой системы.
-
В основе речевых расстройств при синдроме детского аутизма лежат психопатологические особенности этих детей: недостаточность мотивации к общению с окружающими, слабость побуждений, особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, специфические нарушения экспрессивно-просодической и интонационной стороны речи при сохранности фонетико-фонематической стороны, характерные особенности развития лексики и грамматики. Это асинхронное речевое развитие принципиально отлично от системного общего недоразвития речи.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.