Содержание
-
Реабилитация детей с аутизмом при помощи музыкальных занятий.Музыкальный руководительМАОУ Детский сад №79 « Гусельки»Захарова Евгения Владимировна
-
Музыкальная коррекция –
это направление, которое основывается на лечебном влиянии музыки на психологическое состояние ребенка. Доказано, что стимуляция мозга музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает их дальнейшую деградацию.
-
-
Классификация современных методов в музыкальной коррекции детей с РДА:
Методы, направленные на ответную реакцию, а также эмоциональную активизацию; Тренинговые методы, которые используются в контексте поведенческой терапии; Релаксационные методы; Коммуникативные методы; Творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной активности.
-
Данные методы направлены на коррекцию составляющих аутичной проблематики: нарушения социального взаимодействия и коммуникации; неадекватность функционирования эмоциональной сферы; отсутствие гибкого поведения в социуме; наличия стереотипного поведения.
-
Основная коррекционная задача на музыкальных занятиях с детьми аутистами: формирование и развитие слухо–вокальной, слухо–двигательной, зрительно–двигательной координации и возможность в последующем синтезировать их в одной деятельности.
-
Мы не стараемся превратить этих детей в хороших исполнителей, а пытаемся с помощью музыки затронуть и возбудить сознательные или бессознательные реакции ребенка, помочь ему наладить разнообразные способы коммуникации.
-
Принципы построения занятий:
1) Учет психоэмоционального состояния: начинать и заканчивать занятие спокойной и негромкой музыкой; на протяжении занятия следует отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия.
-
2) Постепенное усложнение материала: Построение занятия от простого к сложному: от определенных операций к целостному вокально–пластическому действию. 3) Максимальное использованиенепроизвольных двигательных реакцийв комплексе со слуховым, зрительным, тактильным анализаторами: Любое полноценное восприятие музыки – это ритмическое восприятие. Оно включает в себя разнообразные осмысленные движения и становится слухо–двигательным процессом.
-
-
Рекомендуемая структура музыкального занятия с детьми аутистами
Приветствие как ритуал; Регуляционные упражнения (активизация зрительного, слухового, двигательноговнимания); Коррекционно – развивающиеупражнения ( основной блок); Прощаниекак ритуал
-
Этапы основного блока музыкального занятия
І этап: музыкально – ритмические игры для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи, пения и игру на музыкальных инструментах. ІІ этап: слушание музыки в комплексе с ритмическими движениями; инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме; упражнения на релаксацию мышечного тонуса, обучающие детей контролировать свои мышцы и эмоциональное состояние. ІІІ этап: музыкально – ритмические игры (игры – диалоги); танцевальные упражнения и танцы.
-
Подбор музыкального репертуаратребует особого индивидуального подхода, т.к. реакции аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.
-
-
Окружающая обстановкаиграет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми с РДА. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому мы стараемся сохранять в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык.
-
Особенности обучения игре на музыкальных инструментах(из опыта работы музыкального руководителя КДОУКТ №168 «Особенный ребенок» Василевской О.О.)
Дети с аутизмом лучше общаются с предметами, чем с людьми. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Для ребенка с аутизмом звук более понятен, если он видит источник этого звука и движения, вызывающие его. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, силой и амплитудой движения.
-
Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук. Занятия с духовыми инструментами (дудочки) служат осознанию ребенком ощущения давления воздуха. Инструменты, которые мы предлагаем детям, не требуют никаких специальных навыков. Разнообразие шумовых и ударных инструментов велико: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, барабаны и многие другие. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.
-
На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми мы придумываем графические обозначения для различных инструментов и составляем простейшие партитуры, в которых обозначаем последовательность игры инструментов. (Метод визуализации очень важен при обучении детей с РДА.)
-
Для визуализации длительности звука используем разнообразные предметы: ленточки, полоски, линейки, палочки разной длины. Используем также схематические изображения, выкладывая ритм на фланелеграфе: длинный звук – большая звездочка (длинная лента или полоска…), короткий звук – маленькая. Например: ритм – два коротких звука, один длинный.
-
Такой метод схематического изображения длительности звуков помогает детям аутистам наглядно представить и отобразить этот ритм.
-
Метод использования схематической партитуры
После того, какдетихорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле.
-
-
Используя визуальный метод музыкальный руководитель имеет возможность изменять количество активных каналов восприятия, громкость музыки и т.д. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.
-
-
-
Итогомвсей коррекционно – развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РДА со своими сверстниками: - игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле; - танцы в парах, хороводе; участие в музыкальных играх – драматизациях, праздниках, развлечениях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.