Презентация на тему "Рекомендации к подготовке и проведению личностно – ориентированного урока"

Презентация: Рекомендации к подготовке и проведению личностно – ориентированного урока
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.07 Мб). Тема: "Рекомендации к подготовке и проведению личностно – ориентированного урока". Предмет: педагогика. 10 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    10
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Рекомендации к подготовке и проведению личностно – ориентированного урока
    Слайд 1

    Рекомендации к подготовке и проведению личностно – ориентированного урока

  • Слайд 2

    В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство в России. Он крайне необходим для преобразования преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания школьников. Система образования в нашей стране вступила в период обновления, требующего системообразующих представлений о путях ее модернизации.В этих условиях простого «внедрения» лучшего опыта учителей недостаточно. Необходимо фундаментальное всестороннее обоснование иноваций – дело сложное, с одной стороны, не терпещее «кавалерийских наскоков» на территорию науки, а с другой – не сводящееся к реставрации прошлого с его обветшавшими догмами и с трудом преодоленными ошибками. Типичное заблуждение в этой области – представление о том, что в связи с разработкой новой практической ориентации, обновлением содержания и методов меняется и сама парадигма педагогической науки, т.е. ее объект, структура, способы получения знаний, логика исследования и т.д. С другой стороны невозможно делать вид, что ничего существенного не произошло и речь должна идти о плавном развитии привычных направлений: обобщения и внедрения передового опыта, построения содержания образования как педагогически переработанных основ наук. В основе личностно ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. Что же такое личностный подход?Личностный подход - индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

  • Слайд 3

    1.  Актуальность Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетных проблему использования новых технологий обучения и воспитания.  У учителей есть возможности выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.  В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Однако часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ученик тратит много времени на выполнение, каких – либо заданий, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому необходимо не только познакомить его с системой научных знаний  об окружающей действительности, но и  научить учиться, т. е. вооружить общеучебными умениями и навыками.

  • Слайд 4

    2. Технология урока                                                                      2 а. Основное место отводиться «ситуации успеха» Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учению.    На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение. Он получает хорошую оценку, его хвалят, просят дать пояснения, на нём на некоторое время сосредотачивается внимание всего класса. Такая ситуация может иметь большое значение.    Во-первых, у ученика возникает прилив энергии, он стремиться ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. У ученика повышается авторитете, к нему присматриваются, к нему тянутся одноклассники.    Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. В данной ситуации можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на весь класс. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за  что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости  от тех задач, которые стоят: тщательность выполнения домашних  заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких- либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает решать важнейшие задачи обучения и воспитания.

  • Слайд 5

    2б. Слабо успевающие учащиеся. В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают информацию, прислушиваются к моим советам. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходиться и говорить об их успехах.  Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации.   Ситуации успеха не возникают главным образом потому, что учащиеся не располагают нужными знаниями. В любом учебном материале  можно найти трудные и лёгкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. На уроке следует предложить для начала  лёгкое и занимательное задание, не обращая внимания на его важность. Пусть ребёнок  познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит незаметно (в зависимости от индивидуальных особенностей  ребёнка) повысить требования к нему.    Таким образом, доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими  учащимися, но для самого ученика оно будет значительным. Если оценить его относительно достижений более успешных одноклассников, то эффект воздействия сильно уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «всё равно хуже». С другой стороны, преувеличение успеха создаёт впечатление несправедливости, когда хвалят за неодинаковые результаты работы. Чтобы этого не происходило, необходимо сравнивать  школьника не с другими учениками, а с его прежними работами, т. е. оценивать продвижение.    Например, анализировать лучшие работы, обращать внимание детей и на такие, в которых  отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркивать, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».

  • Слайд 6

    2в. Индивидуальный подход При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Эффективность планируемых ситуаций успеха возрастает при определённом стечении обстоятельств. Для учащихся большое значение имеет спокойная деловая обстановка урока, увлечённость класса работой, отсутствие отвлекающих моментов, хорошее настроение учителя. Важен учёт и индивидуальных особенностей: один ученик быстрее вовлекается в работу, если сидит за партой, другой не  любит, чтобы на него обращали особое внимание, и т.д.         Личностно- ориентированное образование- это образование,     обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный процесс личностно- ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.   Критериальная база личностно- ориентированного обучения строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений, и навыков сколько на сформированности качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.   «…Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремления их к развитию также нетождественны. Теперь нельзя уже утверждать, будто все люди рождаются с одинаковыми способностями. И не всё зависит только от одного воспитания. Ни один ребёнок нетождествен с другим. Каждый из них уникум в своём роде. Каждый из них не копия, а оригинал. Каждый одарён различными способностями, в различных степенях притом даже одна и та же способность у одного проявляется в одном возрасте, а у другого - в другом.    Даже родные братья, даже близнецы иногда резко отличаются один от другого во всех отношениях. У каждого своё стремление к развитию».   Личностно- ориентированный подход в обучении требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. Всё положительное, ценное из личных дарований и наклонений, как бы оригинально оно ни было, должно быть развито.    

  • Слайд 7

    3. Рекомендации к подготовке, проведению и анализу   Важное место при подготовке урока необходимо отвести разработке гибкого плана.  Он включает в себя:  - определение общей цели и её конкретизацию в зависимости от разных этапов урока;  - подбор и организацию дидактического материала, позволяющего выявлять индивидуальную избирательность учеников к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;  - планирование разных форм организации учебной деятельности (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы);  - выявление требований к оценке продуктивности работы с учётом характера заданий (дословный пересказ, краткое изложение своими словами, использование известных алгоритмов, выполнение проблемных, творческих заданий).  - планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе урока включает в себя:  - использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учётом конкретных целей урока;  - проектирование характера взаимодействий учеников на уроке с учётом их личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парами и т.п.);  - использование содержания субъектного опыта всех участников урока в диалоге « ученик- учитель», «ученик- класс»; - предвосхищение возможных изменений в организации коллективной работы класса, коррекция по ходу урока. Планирование результативности урока предусматривает:  - обобщение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;  - анализ результатов групповой и индивидуальной работы;  - внимание к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату.  

  • Слайд 8

              4. Рекомендации к проведению урока      Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта по рассматриваемой теме. Готовясь к уроку, нужно продумать не только, какой материал будет сообщаться на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся. Важна при этом и форма детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций («правильно - неправильно»). Задача учителя- выявить и обобщить «версии» учеников, выделить поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам предмета. В период проведения урока использую следующие рекомендации: -Использование  разнообразных форм и методов организации урока работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы; -Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; -Стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; -Поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать  оригинальные; -Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую); -Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность. Избирательность к способам работы; -Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того , что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому; -При опросе на уроке (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность. Стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий; -При задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

  • Слайд 9

                        .                     5. Основные   особенности        Следует подчеркнуть, что проектирование и технология проведения личностно- ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в новую, не привычную для него пока профессиональную позицию- быть одновременно и предметником, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.   Урок- это та учебная ситуация, та «сценическая площадка», где не только излагаются знания, но раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и должен служить личностно- ориентированный урок.   Особенности личностно – ориентированного урока:    - конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке;    - продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;    - проведение наблюдений за школьниками; - предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;                 - организация обмена мыслями, мнениями, оценками; - стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника; - продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

  • Слайд 10

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:1. Пидкасистого П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с. 2. Никишина О.И. Справочно – информационные сведения об опыте Тема « Создание на уроке личностно –ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших классов»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке