Содержание
-
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
-
Основные этапы подготовки и проведения собраний.
I этап. Выбор темы. целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива; закономерностями развития личности школьника; особенностями протекания процессов обучения и воспитания; логикой формирования педагогической культуры родителей; стратегией построения взаимоотношений школы и семьи. Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планирование помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями.
-
II этап.Определение целей родительских собраний.
Общие Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка. Повышение педагогической культуры родителей. Повышение активности в жизни класса. Повышение ответственности за воспитание учащихся. Частные Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу Сплочение родительского коллектива. Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери. Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.
-
Подготовительная работа
изучение научно – методической литературы; анализ документации; проведение микроисследования; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников; объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся; запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания; приглашение родителей и других его участников; привлечение родителей и других его участников; привлечение к его подготовке членов родительского комитета; оформление и оборудование места проведения собрания.
-
Этапы проведения.
Вступительная часть. Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Родители занимают свои места. Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных. Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании. Основная часть Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы. Заключительная часть. Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.
-
Виды собраний.Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании
Организационные–составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей. По плану всеобуча –осуществляется педагогическое просвещение родителей. Тематические – посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса. Итоговые –подведение итогов учебно – воспитательного процесса за определённый период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.
-
Формы собраний.
Информационная телепрограмма «Время» или «Вести» Традиционное собрание Консилиум Дискуссия Деловая игра Продуктивная игра Психолого – педагогический всеобуч Творческий отчет Конференция отцов Собрание мам Родительские посиделки Час вопросов и ответов Педагогическая мастерская Организационно-деятельностная игра Практикум Коллективный отдых родителей и детей Обмен мнениями Лекция Беседа Круг общения Диспут
-
Конференция
При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».
-
Деловая игра
При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.
-
Семинар
Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.
-
Диспут
В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети - это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах при проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.). При проведении собраний, на которых родители могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только ценностные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.
-
Консультация
Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.
-
Приемы, используемые на собраниях
«Дерево проблем» «Фотография класса» «Старый знакомый» «Минуты благодарности» «Острое блюдо» «ОКНО» «Шапка вопросов» «Викторина» «Волшебная палочка»
-
«Дерево проблем»
Этот приём используется для постановки проблемы на родительском собрании. Накануне собрания учащимся выдаются «листочки дерева» зелёного и жёлтого цвета. На листочках зелёного цвета дети пишут причину получения неудовлетворительных оценок, нежелания учиться.(Пишут те учащиеся, которые считают, что эта проблема для них характерна). Листья прикрепляются к общему дереву. Затем на жёлтых листьях они пишут, в чём причина причины. И снова прикрепляют к дереву.
-
«Фотография класса»
Используется для знакомства с родителями. Классный руководитель держит в руках фотографию класса, сделанную 1-го сентября и обращается к родителям: «Такая фотография есть в каждой семье. Вы, наверняка, рассматривали её вместе с детьми. Возможно, дети делились с Вами своими впечатлениями. Сейчас я буду показывать ребят на фотографии, а Вы, родители этого ученика , расскажите немного о себе, представьтесь». Этот приём располагает родителей к доброжелательному общению, создаёт на собрании атмосферу единой большой семьи.
-
«Старый знакомый»Используется при выборах родительского комитета. В его состав предлагают тех, чьи дети уже учились в этой школе.
«Минуты благодарности» Классный руководитель благодарит тех родителей, чьи дети добились успехов в учёбе или проявили себя в других хороших делах. «ОКНО» (Очень Короткие НОвости) Короткие сообщения о последних достижениях науки, статистики по теме собрания
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.