Содержание
-
Методический семинар«Система работы с родителями в образовательном учреждении»
Дьячинский филиал МБОУ Алгасовская СОШ Аверина Надежда Петровна
-
Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. В.А.Сухомлинский.
-
Проблема
Возрождение совместной деятельности по воспитанию семьи и ценностному развитию.
-
Актуальность проблемы
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
-
Цель
Разработка модели работы с родителями в условиях отдельно взятого образовательного учреждения
-
Задачи:
изучение теоретических особенностей совместной работы образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей; подбор диагностических методик, внеклассных мероприятий, классных часов по решению данной проблемы.
-
Перспектива
просвещение психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; создание условий климата взаимоотношений родителей и учителей.
-
Гипотеза
●Семья, как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. ● Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей, интереса к научным путям решения проблем семейного воспитания. ●Побуждение к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций. ● Накопление педагогических знаний родителями, связанных с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.
-
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
-
Методы работы:
наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование
-
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Университет педагогических знаний. Лекция. Конференция. Практикум. Открытые уроки. Индивидуальные тематические консультации. Посещение семьи. Родительское собрание
-
Родительские собрания
Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Рекомендации по проведению родительских собраний:
-
Общешкольные родительские собрания
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами школы, основными направлениями, задачами, итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
-
Классные родительские собрания
Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
-
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Наказания детей. Какими им быть? 4. Тревожность детей. К чему она может привести? 5. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления. 6. Грубость и непонимание в семье. 7. Талантливый ребенок в семье. 8. Друзья детей – друзья или враги? 9. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения…
-
Родительские конференции
Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
-
Индивидуальные тематические консультации
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог начинает работать с классом. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
-
Родительские чтения
Очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
-
Родительские вечера
Родительские вечера проводятся в классе 2 – 3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями одноклассников своего ребёнка, это праздник воспоминаний о младенчестве и детстве, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребёнок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
-
Родительский тренинг
Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить своё отношение к взаимодействию с собственным ребёнком, сделать его более открытым. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя несколько занятий. Родительский тренинг проводится, по возможности, психологом школы, который даёт возможность родителям на время ощутить себя ребёнком, пережить эмоционально ещё раз детские впечатления.
-
Родительские ринги
Одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
-
Спортивные праздники
-
Творческие вечера
-
План работы с родителями
-
План работы с родителями
-
Ожидаемые результаты.
1. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства. 2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование. 3. Формирование культуры здорового образа жизни. 4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций. 5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной работы с детьми.
-
«Мы знаем: без сомнения,Продлится много днейСоюз детей, родителейИ нас, учителей!»
-
Литература:
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Педагогический поиск, 2002. Ерофеева Н.Ю. Методика подготовки и проведения педагогических советов. - Ижевск, 2005. Журнал “Классный руководитель” (2006–2012 гг.) Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. - М.: Школьная пресса, 2002. Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. - Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2010. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. - М.: Педагогический поиск, 2002. Семенов Г.С. Организация воспитательной работы в школе. М.: Школьная пресса, 2002. Созонов ВП. Организация воспитательной работы в классе. М.: Педагогический поиск, 2005. Фролов П.Т. Школа молодого директора. - М.: Просвещение, 1988. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. - М., 1997.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.