Содержание
-
МБОУ «СОШ № 30» г. Энгельса Роль общения в профессиональной деятельности педагога Учитель начальных классов Семенова Светлана Владимировна
-
«Слово учителя ничем не заменимый инструментвоздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу» В.А. Сухомлинский
-
Основные ценностные установки новой школы:
Доверие к ребенку Учение без принуждения Сотрудничество детей и взрослых Творческий труд Исследовательский поиск Возможность выбора деятельности и принятие ответственности за свой выбор
-
“Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя” А.А.Леонтьев
-
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно – воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский
-
Педагогическое общение
– система ограниченного социально- психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств [Бодалев,2003,с. 190].
-
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие cтили педагогического общения: 1. Общение на основе высоких профессиональных установокпедагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О такихговорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»
-
2. Общение на основе дружескогорасположения. Оно предполагаетувлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшеготоварища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этомследует избегать панибратства.
-
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типампедагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постояннопрослеживается дистанция во всех сферах: в обучении - со ссылкой наавторитет и профессионализм, в воспитании – со ссылкой на жизненныйопыт и возраст.
-
4. Общение – устрашение, негативная форма общения, антигуманная,вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к немупреподавателя.
-
5. Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей,стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный,дешевый авторитет. Чаще всего в педагогической практике наблюдаетсясочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них [Столяренко,2000,с. 238-247].
-
Пять основных стилей руководства учащимися:
-
Тип установки педагога
-
Cредства для развитиякоммуникативных способностей
Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагогак детям – выражение общественных требований. 2) Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическуюпозицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься какпроявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.Искренность педагога – залог прочных контактов с воспитанниками.
-
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя,управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональнымсостоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон,преобладание отрицательных эмоций, крик. 4) Педагогически целесообразные отношения строятся навзаимоуважении ученика и учителя. Надо уважать индивидуальностькаждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазахсверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
-
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения,умелость, широту эрудиции, но неназойливо. 6) Развитие наблюдательности, педагогического оображения, уменияпонимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение.
-
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшенияречевой деятельности учителя – важный оказатель мастерства общенияучителя. 8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым напохвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине.Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у васне поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
-
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогическихнамерений. 10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.[Курганов,2002,с. 249].
-
Роль общения в профессиональной деятельности педагога
Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должностимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
-
Литература 1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001. – 321 с. 2.Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 2004. – 232 с. 3.Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2003. – 190 с. 4.Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "Модэк", 2000. – 213 с. 5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения, М.: Просв., 2000 6. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов- психологов. Ярославль, 2002. – 298 с. 7. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. – 98 с. 8. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н./Д: РГПИ, 2002. – 323 с. 9. Изард К. Е. Эмоции человека.– М., 2000. – 265 с. 10. Каган М.С. Мир общения. - М.: Просвещение, 2001. – 256 с. 11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,2004. – 290 с. 12. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического исследования // Вопросы психологии. - 2005. - №4. С.9-16. 13. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 2002. – 249 с. 26. 14/ Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. // Л.Д. СтоляренкоПедагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 19. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности. В.А.Толочек. - М.: Смысл, 2000.– 199 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.