Содержание
-
Педагогический проект «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»
Автор: учитель математики МКОУ СОШ с. Новый Батако ГагиеваАнжелика Олеговна
-
Аннотация проекта:
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной , когда учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Учитель должен добиваться того, чтобы каждый его ученик нашёл себя в учёбе, стал успешным. Наша задача - воспитывать у ребенка потребность в достижениях, которая связана с наличием у него адекватной самооценки, упорства, воли, терпения, настойчивости и трудолюбия. Любое достижение ученика должно восприниматься как положительный и значимый результат. Выпускник XXI века живет в мире цифровых технологий и умение пользоваться ими будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые компетенции. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.
-
Обоснование актуальности проекта:
Заучивание теории и решение задач на закрепление - два основных способа, обычно применяемых в школе для усвоения учебного материала по математике . Такое обучение не требует от ученика творческого мышления и как правило многие дети становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнить ни одного шага в процессе обучения. При организации процесса усвоения знаний необходимо, прежде всего, создать условия, вызывающие познавательную активность ученика, поскольку при переходе к стандартам нового поколения изменится роль и учителя и ученика, поменяется стиль их взаимодействия. А для того, чтобы достичь нового уровня обучения в соответствии с вводимыми ФГОС необходимо применять различные педагогические технологии, которые позволяют сделать ученика активным участником учебного процесса и тем самым повысить его мотивацию к учебе.
-
При использовании только традиционных методов обучения возникают противоречия:
между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики; между высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного времени.
-
ГИПОТЕЗА:
Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах.
-
Проблема:
Из-за большой загруженности ученика и учителя при наличии высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы происходит спад мотивации учащегося к изучению математики; Увеличивается тенденция потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности исследовательских, информационно-технологических и коммуникативных умений.
-
Цель проекта:
Совершенствование преподавания математики на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.
-
Для достижения цели проекта необходимо было решить следующие задачи:
1.Исследовать теоретическую сущность современных педагогических технологий, способствующих формированию познавательных интересов и положительной мотивации учащихся на уроках математики; 2.Применить на практике наиболее приемлемые современные технологии в сочетании с традиционными методами работы в условиях сельской школы. 3.Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта и ознакомить коллег по методическому объединению.
-
Участники проекта:
Основная работа по реализации проекта была возложена на учителей математики и информатики; К разработке и созданию ИКТ презентаций были привлечены одаренные учащиеся 7-11 классов.
-
Ожидаемый результат:
подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа учащихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью. устойчивая положительная мотивация к изучению математики; способность к активной интеллектуальной деятельности на уроках;
-
Риски:
Предположив , что использование только одной педагогической технологии может привести к снижению интереса к изучению предмета и для исключения этого риска , я решила комплексно использовать несколько современных технологий обучения, чередуя и сочетая их с традиционными формами обучения.
-
Новизна проекта
Комплексное использование современных технологий и традиционных методов обучения для повышения мотивации и активизации творческих способностей учащихся.
-
Этапы реализации проекта:
-
Применяемые мною современные педагогические технологии
Технология личностно-ориентированного обучения Использование ИКТ и Интернет-технологий Технология проблемного обучения Технология проектной деятельности
-
ИКТ- одна из основных форм повышения учебной мотивации
Использование ИКТ на уроках математики. Тесты, разработанные в системе Дневник .Ру Презентации, созданныес помощьюпрограммы PowerPoint Тесты , созданные в программе генератор тестов Интерактивные тренажеры Видеоуроки из приложений Дневник .ру Готовые ЭОР и ЦОР из единой коллекции цифровых ресурсов
-
Достигаемые результаты при использовании ИКТ на уроках математики
формирование умений грамотно работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
-
В центре приложений Дневник. ру я разработала несколько тестов :
Тест «Натуральные числа» для 5 класса, из категории: домашнее задание. Тест «Квадратные уравнения» для 8 класса из категории: домашнее задание. Пройдя тест, ученик сразу видит свою оценку за домашнее задание. Это экономит время на уроке, поскольку домашнее задание уже проверено. Тест «Решение неравенств» для 9 класса из категории: контрольная работа. Эту работу можно провести в классе, а отсутствующие по болезни могут в это же время выполнить задание дома. Это очень удобная форма контроля знаний .
-
Собственные ИКТ разработки к урокам
-
Интерактивные тренажеры, разработанные совместно с учениками
-
Тесты , созданные в программе генератор тестов
Эти тесты , разработаны мною для проведения школьных мониторингов, в конце четверти или полугодия.
-
Инновационные учебные материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, которые я использую в ходе проведения уроков http://school-collection.edu.ru
тренажеры и тестирующие программы Видеоуроки, при изучении нового материала Использование перечисленных ЦОР и ЭОР очень оживляет ход урока, ученикам нравятся видеоуроки, тренажеры, которые наглядно изображают условие задачи
-
Видеоуроки из приложений Дневник .ру
-
Личностно-ориентированная технология
Я всегда учитываю то ,что все дети с разными способностями, склонностями и предпочтениями. У гуманитарно ориентированных учеников математика нередко вызывает отторжение. У этих учащихся: преобладает наглядно-образное мышление, наибольшим интересом у них пользуются вопросы по истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал из форм работы на уроке гуманитарии предпочитают следующие: объяснение учителем нового материала, творческие мастерские, выполнение исследовательских заданий с привлечением научно-популярной литературы. из методов выполнения самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные.
-
Для учащихся склонным к точным наукам характерно:
абстрактно-логическое мышление; они предпочитают решение нестандартных задач, исследовательские проблемы; при выполнении самостоятельной работы предпочитают действовать совершенно индивидуально;
-
Педагогическая мастерская проектов.
Учет личностных особенностей учащихся я использую в проектной деятельности на уроках , с применением элементов педагогической мастерской. В классе создаются рабочие группы, которые получают вопросы для исследования. Каждый ученик сам выбирает вопрос и соответственно группу, которая будет исследовать этот вопрос. Главное условие мастерской –свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
-
Французские мастерские наиболее нацелены на личностно-ориентированное обучение.
Мастерские - это не просто активная форма учебной работы -в отличие от традиционного урока, она захватывает всё существо участника и не позволяет заниматься одновременно чем-то ещё. Для меня мастерские – это, прежде всего, новый стиль взаимоотношений ученика и учителя. Это-позиция диалога. Это - когда учитель не заявляет ребенку "ты не прав", а подводит к тому, чтобы он сам понял свою ошибку в результате изучения научной литературы или путем логических рассуждений.
-
Особенности организации деятельности учащихся:
1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность. 2. Групповая форма учебного взаимодействия. 3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы. 4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
-
Особенности организации деятельности мастера
1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта. 2. Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них. З. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся. 4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений. 5. Сотворчество мастера и ученика. 6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение. 7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).
-
Правила для участников групп:
Плохих идей не бывает! Мыслите творчески! Не критикуйте, не выслушав идею до конца. Разбудить творческую мысль можно лишь в поиске ! Учитесь работать продуктивно!
-
Плюсы проектной работы для учащихся:
Развитие коммуникационных навыков и навыков сотрудничества; Развитие положительной мотивации к обучению и повышение интенсивности обучения; Совершенствование навыков самоподготовки и самоконтроля; Развитие творческой активности в ходе проектной деятельности; Быстрая и объективная самооценка результатов и их одновременная коррекция
-
Работа мастерской над проектом «Трапеция и её свойства»
-
Применение технологии проблемного обучения при изучении математики дает возможность обучающимся:
Научиться работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность; Развивать способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).
-
Использование проблемного обучения на уроке геометрии « Сумма углов треугольника»
ученикам предлагается выполнить следующие задания: В результате исследовательской деятельности все ученики приходят к выводу, что сумма внутренних углов любого треугольника всегда равна 180°.
-
Ресурсное обеспечение использования перечисленных современных педагогических технологий:
имеется возможность применения на уроке мультимедийной установки : компьютер с постоянным выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска, использование в работе от 3 до 5 ноутбуков с постоянным выходом в Интернет; накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися. кабинет математики снабжен комплектами дидактических материалов для каждого раздела математики;
-
В результате реализации проекта происходит формирование у обучающихся следующих учебных действий:
Повышается познавательная активность и как следствие этого Появляется желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; Развивается умение слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, сети Интернет вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
-
Эффективность реализации проекта:
На сегодняшний день, изучив и проанализировав использование перечисленных методов работы, проведя анализ эффективности их применения на уроках в течение трех лет, с разным контингентом обучающихся , могу сказать, что динамика качества знаний моих учеников и существенный рост мотивации к изучению математики являются вескими и неоспоримыми подтверждениями эффективности этой проектной работы.
-
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»В. А. Сухомлинский
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.