Содержание
- 
              
            
 САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
- 
              
            
 Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность, воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой 
- 
              
            
 Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическоевоспитание 
- 
              
            
 В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. 
- 
              
            
 По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. 
- 
              
            
 По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание. 
- 
              
            
 В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. 
- 
              
            
 Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. 
- 
              
            
 Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов. 
- 
              
            
 Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". 
- 
              
            
 «Важнейшая цель воспитательной работы — культура жизненного самоопределения человека... Жизненное самоопределение — более широкое понятие, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение». 
- 
              
            
 На повестку дня ставится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их саморазвития в процессе активного освоения культуры в ходе общения с другими людьми. 
- 
              
            
 Педагог как бы “ведет” воспитанника, планирует необходимые изменения в его психике и поведении, способствует появлению у него определенных качеств. Он достигает это, помогая войти ребенку в мир культуры, создавая педагогические ситуации, где он может самореализовываться, проявить свою активность. Под руководством педагога происходит самоопределение ребенка, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и маленькие жизненные выборы. 
- 
              
            
 Для гуманистической педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная (своя) только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализовываться, т.е. жить в соответствии со своими внутренними законами. 
- 
              
            В основе гуманистической системы воспитания, лежат следующие идеи:личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение своеобразия и уникальности каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; 
- 
              
            Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
- 
              
            В основе гуманистической системы воспитания, лежат следующие идеи:Воспитание – целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием и поведением как целостным процессом. Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоционально-чувственную сферу молодежи. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности. 
- 
              
            
 Гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. 
- 
              
            
 Вопрос анкеты: Удовлетворены ли вы тем как в целом сложился характер Ваших взаимоотношений с учителями? (опрошено 63 человека) Удовлетворен полностью 13 чел. Скорее да, чем нет 33 чел. Скорее нет, чем да14 чел. Нет 1 чел. 
- 
              
            
 Вопрос анкеты:Деловые отношения между учителем и учеником в нашей школе:(опрошено 63 человека) Доброжелательные 28 чел. Нервозные 2 чел. Безразличные 11 чел. На равных, открытые 12 чел. Скованные, напряженные 2 чел. Со скрытой неприязнью 7 чел. 
- 
              
            В основе гуманистической системы воспитания, лежат следующие идеи:дифференциация воспитания с целью активизации познавательной имотивационно-потребностной сферы учащихся, предполагающая отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых, прежде всего, родителей и педагогов в воспитательном процессе 
- 
              
            
 средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями, в которые включен учащийся), которая весьма противоречива. 
- 
              
            Факторы, влияющие на формирование личности ребенкаВнутренние Наследственность Собственная активность личности, порождаемая потребностями, противоречиями, интересами и другими мотивами Внешние Макросреда (воспитание в широком социальном смысле) Мезосреда природная и социальная (воспитание в широком педагогическом смысле) Микросреда природная и социальная(воспитание в узком педагогическом смысле) 
- 
              
            
 Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Макрофакторы (среды) – объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах, а, следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека. Мезофакторы (среды) – условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе. Микрофакторы ((среды) – материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение. 
- 
              
            Социальная среда нашей школы:полных семей – 486 неполных семей - 128 из них с одним отцом - 8, с одной матерью - 120 одиноких матерей - 8 в многодетных семьях воспитываются - 46 неблагополучных семей – 7 (официально, но на практике гораздо больше) опекаемых детей - 9 количество семей, воспитывающих детей- инвалидов - 5 количество детей, имеющих родителей- инвалидов - 1. 
- 
              
            Мы должны учесть:Что в школе есть дети Которых дома бьют… У которых дома пьют… Которые бывают голодными… Которым бывает нечего надеть… У которых болеют родители У которых умственный потенциал изначально не позволяет освоить программу 
- 
              
            
 Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы усвоенной им информации, стандартного набора знаний, навыков и умений, стереотипных установок, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. 
- 
              
            
 Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать 
- 
              
            
 Образование, чтобы стать гуманистическим, прежде всего, должно быть сориентировано на пробуждение внутренней духовно-нравственной активности учащихся – их рефлексии, целеполагания. 
- 
              
            
 Гуманно-личностный подход – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи: новый взгляд на личность как цель образования; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов. 
- 
              
            Вопрос анкеты:Посоветуете ли вы отдать своих детей в вашу школу:Да 58 чел. Нет 5 чел. 
- 
              
            Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность – не цель образовательной системы, а средство для достижения каких-либо внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.) 
- 
              
            Гуманное отношение к детям включает:педагогическую любовь к детям; оптимистическую веру в ребенке; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; терпимость к детским недостаткам; 
- 
              
            Демократизация отношений утверждает:уравнивание ученика и учителя в правах; право ребенка на свободный выбор; право на ошибку; право на собственную точку зрения; соблюдение Конвенции о правах ребенка; стиль отношений учителя и учеников. 
- 
              
            Ученье без принуждения характеризует:требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельную и самодеятельность детей; применение косвенных требований через коллектив. 
- 
              
            Новая трактовка индивидуального подхода включает:отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция. 
- 
              
            
 
 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
                  
                 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.