Содержание
-
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
-
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность, воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой
-
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическоевоспитание
-
В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
-
По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях.
-
По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание.
-
В период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
-
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
-
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
-
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание".
-
«Важнейшая цель воспитательной работы — культура жизненного самоопределения человека... Жизненное самоопределение — более широкое понятие, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение».
-
На повестку дня ставится вопрос не просто о развитии учащихся, а о стимулировании их саморазвития в процессе активного освоения культуры в ходе общения с другими людьми.
-
Педагог как бы “ведет” воспитанника, планирует необходимые изменения в его психике и поведении, способствует появлению у него определенных качеств. Он достигает это, помогая войти ребенку в мир культуры, создавая педагогические ситуации, где он может самореализовываться, проявить свою активность. Под руководством педагога происходит самоопределение ребенка, самостоятельно и осознанно делающего свои большие и маленькие жизненные выборы.
-
Для гуманистической педагогики присуща тенденция приспособить содержание, формы и методы образования к ребенку. Сама педагогически организованная жизнь ребенка воспринимается им как естественная (своя) только тогда, когда он имеет возможность в ее рамках свободно самореализовываться, т.е. жить в соответствии со своими внутренними законами.
-
В основе гуманистической системы воспитания, лежат следующие идеи:
личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение своеобразия и уникальности каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания;
-
Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:
-
В основе гуманистической системы воспитания, лежат следующие идеи:
Воспитание – целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием и поведением как целостным процессом. Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоционально-чувственную сферу молодежи. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности.
-
Гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность.
-
Вопрос анкеты: Удовлетворены ли вы тем как в целом сложился характер Ваших взаимоотношений с учителями? (опрошено 63 человека)
Удовлетворен полностью 13 чел. Скорее да, чем нет 33 чел. Скорее нет, чем да14 чел. Нет 1 чел.
-
Вопрос анкеты:Деловые отношения между учителем и учеником в нашей школе:(опрошено 63 человека)
Доброжелательные 28 чел. Нервозные 2 чел. Безразличные 11 чел. На равных, открытые 12 чел. Скованные, напряженные 2 чел. Со скрытой неприязнью 7 чел.
-
В основе гуманистической системы воспитания, лежат следующие идеи:
дифференциация воспитания с целью активизации познавательной имотивационно-потребностной сферы учащихся, предполагающая отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых, прежде всего, родителей и педагогов в воспитательном процессе
-
средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объединениями, в которые включен учащийся), которая весьма противоречива.
-
Факторы, влияющие на формирование личности ребенка
Внутренние Наследственность Собственная активность личности, порождаемая потребностями, противоречиями, интересами и другими мотивами Внешние Макросреда (воспитание в широком социальном смысле) Мезосреда природная и социальная (воспитание в широком педагогическом смысле) Микросреда природная и социальная(воспитание в узком педагогическом смысле)
-
Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Макрофакторы (среды) – объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах, а, следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека. Мезофакторы (среды) – условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе. Микрофакторы ((среды) – материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.
-
Социальная среда нашей школы:
полных семей – 486 неполных семей - 128 из них с одним отцом - 8, с одной матерью - 120 одиноких матерей - 8 в многодетных семьях воспитываются - 46 неблагополучных семей – 7 (официально, но на практике гораздо больше) опекаемых детей - 9 количество семей, воспитывающих детей- инвалидов - 5 количество детей, имеющих родителей- инвалидов - 1.
-
Мы должны учесть:
Что в школе есть дети Которых дома бьют… У которых дома пьют… Которые бывают голодными… Которым бывает нечего надеть… У которых болеют родители У которых умственный потенциал изначально не позволяет освоить программу
-
Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы усвоенной им информации, стандартного набора знаний, навыков и умений, стереотипных установок, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
-
Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать
-
Образование, чтобы стать гуманистическим, прежде всего, должно быть сориентировано на пробуждение внутренней духовно-нравственной активности учащихся – их рефлексии, целеполагания.
-
Гуманно-личностный подход – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
новый взгляд на личность как цель образования; гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов.
-
Вопрос анкеты:Посоветуете ли вы отдать своих детей в вашу школу:
Да 58 чел. Нет 5 чел.
-
Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность; личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность – не цель образовательной системы, а средство для достижения каких-либо внешних целей; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.)
-
Гуманное отношение к детям включает:
педагогическую любовь к детям; оптимистическую веру в ребенке; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; терпимость к детским недостаткам;
-
Демократизация отношений утверждает:
уравнивание ученика и учителя в правах; право ребенка на свободный выбор; право на ошибку; право на собственную точку зрения; соблюдение Конвенции о правах ребенка; стиль отношений учителя и учеников.
-
Ученье без принуждения характеризует:
требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое порождает успех; ставка на самостоятельную и самодеятельность детей; применение косвенных требований через коллектив.
-
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.