Содержание
-
Современные концепциивоспитания
-
Караковский Владимир Абрамович
История Определение понятия «воспитание» Цель воспитания Принципы воспитания Содержание воспитательного процесса Механизм воспитания
-
история
Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. В дальнейшем в этот документ вносились уточнения и коррективы. Наиболее полно и детально системные воззрения на процесс воспитания детей в учебном заведении изложены Караковским Владимиром Абрамовичем в книге «Воспитание? Воспитание… Вос-питание!»
-
Определение понятия «воспитание»
В данной концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Излагая свое понимание воспитания и его сущности, В.А. Караковский подчеркивает, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе воспитания отдается приема опосредованного педагогического воздействия: проходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основное понятие- в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни.
-
Цель воспитания
Разработчик концепции полагает, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всесторонне гармоничное развитие личности. Однако каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
-
Принципы воспитания
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепции роль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие: Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; Средовой подход в воспитательной деятельности, т.е использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; Дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;
-
-Природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений как: *определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; *опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста; *изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре; *построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов; *обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции. -Культуросообразность воспитания, т.е опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки; -Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
-
Содержание воспитательного процесса
Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет восемь, таких, как: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, и показывает их значение для содержания и организации воспитательного процесса следующим образом:
-
Человек- абсолютная ценность…
Человек- абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». Проблема человека всегда была главной проблемой философии, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становится целью. Уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Мир человека- это взаимодействие людей. В каждом своем поступке надо научиться видеть и выражать отношение к другому человеку.
-
Семья- начальная структурная единица общества…
Семья- начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит дети главный признак семьи.
-
Труд- основа человеческого бытия…
Труд – основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни».Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Нередко труд в школе рассматривается как самодовлеющий компонент воспитания, как универсальное средство. Труд воспитательно эффективен, если он многообразен, продуктивен, связан с развитием креативности и включен в гуманистическую воспитательную систему. Труд тогда хорош, когда развивает и реализует актуальные потребности ребенка, общественно значим и направлен на освоение воспитанником окружающего мира.
-
Знания – результат разнообразного …
Знания – результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся – мера труда учителя. Воспитательная сущность знаний состоит в том, что они не самоцель, а средство к достижению цели – развитию личности ученика. В широком смысле знания – это усвоенный разнообразный социальный опыт в обобщенном виде. Разнообразие знаний - это широкая информированность, предполагающая знание не только программного, но и дополнительного материала.
-
Культура – великое богатство …
Культура – великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность. Интеллигентность – антипод хамству и невежеству. Многие великие мира сего видели спасение человеческого в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура соединяет в себе извечное стремление человечества к истине, добру и красоте.
-
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина …
Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Чувство Родины формируется не только под влиянием прошлого, но и участием в жизни своих современников – соотечественников, личным вкладом во благо Отечества.
-
Земля – общий дом человечества …
Земля – общий дом человечества, вступающий в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Будущее Земли зависит от того, как к ней будут относиться ставшие взрослыми сегодняшние дети. Если они сумеют почувствовать себя землянами, овладеют планетарным мышлением, то сумеют уберечь планету от катастроф и катаклизмов, предрекаемых ей в новом веке.
-
Мир – покой и согласие между людьми …
Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами – главное условие существование Земли, человеческой цивилизации. Актуальные задачи воспитания – преодоление в людях недоверия и подозрительности в отношении к любым народам и нациям, отказ от образа врага, развитие миротворческой деятельности, включение детей и взрослых в народную дипломатию, а главное – создание в каждой школе атмосферы гражданского мира и национального согласия. Решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение.
-
Механизм воспитания
Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.Под воспитательной системой понимают «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания ( целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений. Материальной базы ) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: наличие разделяемого и принимаемого целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее специфическим особенностям; событийный характер в организации жизнедеятельности людей, интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; формирование здорового образа жизни учебного заведения, в котором преобладают порядок, позитивные ценности, мажорный тон, динамизм чередования различных жизненных фаз (событийность и повседневность, праздники и будни ); педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения – предметно – эстетической, пространственной, духовной, использование воспитательных возможностей внешней ( природной, социальной, архитектурной ) среды и участие в ее педагогизации; реализации защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, превращение школы в своеобразную общину, жизнедеятельность которой строится на основе гуманистических ценностей.
-
Создатели данной препзентации
Хитряков Сергей Михайлович; Гилёв Дмитрий Николаевич;
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.