Содержание
-
Программа коррекции и профилактики нарушений личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи «Счастливое детство»Автор: педагог-психологСП – детский сад «Петушок»ГБОУ СОШ № 2 Сургаева Елена Михайловна
-
Из истории создания программы: проблема
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. В процессе коррекционной работы с такими детьми важнейшую роль играет апелляция к личности. Анализ теоретических работ специалистов в области специальной психологии и логопедии показал, что системные данные об особенностях личностного развития детей с ОНР на настоящий момент отсутствуют, а имеющиеся описания носят фрагментарный характер.
-
Проблема фрагментарности изучения личностного развития дошкольников с ОНР в настоящее время затрудняет оптимизацию системы психолого-педагогического сопровождения детей-логопатов. В связи с этим затрудняется разработка каких-либо программ психологической коррекции и профилактики и внедрение различных организационных форм в деятельность психолога ДОУ.
-
Из истории создания программы: актуальность
Состояние личностного развития дошкольников с ОНР всегда определялось администрацией детского сада «Петушок» как один из основных приоритетов в работе психолога, так как детский сад является окружной опорной площадкой по сохранению и укреплению эмоционального благополучия дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Ежегодный мониторинг состояния психологического здоровья детей-логопатов констатирует у них повышенную тревожность, низкую самооценку, несформированность коммуникативных навыков. Эти личностные нарушения имеют тенденцию к усугублению к концу второго года коррекции речевых нарушений, как раз перед поступлением ребенка в первый класс школы.
-
Программа «Счастливое детство» строилась с учетом следующих методологических принципов:
принципа единства коррекции и развития; принципа единства диагностики и коррекции; принципа учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития; принципа личностно-ориентированного и деятельностного подхода; принципа оптимистического подхода; принципа комплексности методов психолого-педагогического воздействия.
-
Программа «Счастливое детство» относится к комплексным программам.
Цель программы: профилактика и коррекция нарушений личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи программы: 1.Создать положительный эмоциональный настрой в группе; 2.Сформировать адекватную самооценку; 3.Развить навыки коммуникации и сотрудничества; 4.Снизить психоэмоциональное напряжение и тревожность; 5.Обучить способам регуляции эмоциональных состояний.
-
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Общий цикл программы - 20 занятий, которые можно проводить с периодичностью 1-2 занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Структура программы состоит из четырех основных блоков: Блок 1. Формирование адекватной самооценки. Блок 2. Развитие эмоциональной сферы. Блок 3. Коррекция тревожности. Блок 4. Развитие навыков общения.
-
Все занятия программы имеют единую структуру,
которая определяется последовательностью основных этапов: Ориентировочный этап Коррекционно-профилактический этап Релаксационный этап Заключительный этап В рамках каждого этапа решаются свои задачи.
-
Методологическая основапрограммы:
Техника интегративного подхода; Метод беседы; Приемы арттерапии; Приемы музыкотерапии; Прием психогимнастики; Приемы игровой психокоррекции; Приемы элементарной библиотерапии.
-
Ожидаемые результаты реализации программы.
Ожидается, что у детей посещающих занятия по данной программе, произойдет ряд положительных изменений: дети начнут легче выражать свои чувства словами, будут увереннее и конструктивнее общаться друг с другом, у них исчезнут неуверенность и страх, сформируются и будут совершенствоваться сопереживание, сотрудничество, самоуважение, уверенность в своих силах и в себе. Как следствие, исчезнут нарушения личностного развития. Самооценка станет адекватной или завышенной. Тревожность понизится до средних значений. Статусная категория в группе сверстников станет благоприятной.
-
Критерии оценки результатов реализации программы
Оценку результативности данной программы можно осуществить с помощью диагностических обследований: Методика «Лесенка» (модифицированный вариант Т.Дембо, С.Я.Рубинштейн) определяет уровень самооценки ребенка. «Тест тревожности» (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) определяет индекс тревожности у ребенка; Методика «Два дома» (И.Вандвик, П.Экблад) определяет статусную категорию каждого ребенка в группе сверстников.
-
Пусть детство будет счастливым!
В завершении презентации хочется выразить надежду, что программа «Счастливое детство» сделает наших детей счастливыми СПАСИБО
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.